Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Движение в правильном направлении

Украина очередной раз показала себя как избирательная демократия

Движение в правильном направлении picture
Движение в правильном направлении picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Как на Западе и в России оценивают украинскую избирательную кампанию и ее результаты? Видят ли там перспективу создания в Украине широкой коалиции и как могут повлиять результаты этих выборов на отношения Украины как с Россией, так и Западом?

Как на Западе и в России оценивают украинскую избирательную кампанию и ее результаты? Видят ли там перспективу создания в Украине широкой коалиции и как могут повлиять результаты этих выборов на отношения Украины как с Россией, так и Западом?

Аркадий МОШЕС, эксперт Финского института международных отношений:

- Если говорить о ходе кампании, то она в целом она была достаточно скучной и в общем предсказуемой. Третий раз за три года провести очень драматические кампании весьма трудно. Потому что очень сложно придумать что-то новое. В то же время результат, который получил Блок Юлии Тимошенко, выглядит определенным сюрпризом. Но объяснить его все-таки можно, потому что помимо собственно энергии и харизмы лидера можно добавить, что легче вести кампанию современной Украины, оставаясь в оппозиции. В-третьих, уже на выборах 2006 года этот Блок продемонстрировал, что у него есть лозунг, позволяющий быть понятным для людей как на западе, так и на востоке Украины. Меня лично поразила та паника, которая была заметна в действиях Партии регионов на финальной стадии кампании: начиная от запуска сбора подписей по референдуму по русскому языку и безблоковом статусе Украины и кончая последними заявлениями о том, то ли выходить из избирательного или нет, а также обвинениями своих конкурентов в массовых фальсификациях. На мой взгляд, это ударило и по имиджу самой партии, которая всегда вела себя достаточно уверенно. Здесь же она продемонстрировала, что даже полностью не надеется на свой корневой электорат и хочет отщипнуть от традиционного электората Коммунистической партии и партии Витренко. Таким образом, можно было сделать вывод о том, что реальные экономические результаты пребывания этой партии в правительстве не было столь впечатляющим даже для ее корневого электората.

Если заглядывать на будущее, пока еще рано как одной, так и другой стороне впадать в эйфорию или в отчаяние. Во-первых, понятно, что даже та сила, которая сегодня окажется за порогом Кабинета Министров, через два года будет иметь шанс взять реванш на президентских выборах. И к этому нужно просто подготовиться и идти на эти выборы с оппозиционной позиции намного легче. Было понятно, что этими выборами ничего окончательно в камне не будет зафиксировано. Потому что сохранились структурные причины, которые привели Украину к перманентному политическому кризису. Осталась правовая неопределенность, неизбежная борьба за полномочия между Президентом и Кабинетом Министров. Остались противоречия на межпартийном и межличностном уровне, между трема крупными участниками украинского политического процесса. Потому ближайшие два года нас ждет продолжение того, что было до сих пор. Но при всем этом, можно лишний раз подчеркнуть, что Украина очередной раз продемонстрировала себя как избирательная демократия. Мы видим третий раз подряд, что переход власти к оппозиции через выборы, сам по себе является серьезным признаком движения украинской политической системы в правильном направлении.

Я не исключаю перспективы создания широкой коалиции. Я думаю, что сегодня ее предсказывать труднее, чем вчера. Но по мере развития украинского политического процесса надо особенно учитывать то обстоятельство, что в течение года уже не могут быть проведены новые внеочередные выборы. А сложности между партнерами внутри 'оранжевой' коалиции как раз вполне могут выйти на передний план, что уже бывало неоднократно, я не исключаю появления в будущем широкой коалиции. Она может быть стабильной при двух условиях.

Во-первых, если Партия регионов осознает, что причина, которая поставила их сегодня на грань поражения, заключается в их собственных властных аппетитах, которые они продемонстрировали весной. Когда вместо того, чтобы удовлетворится успешным для них развитием политического процесса, они начали говорить о конституционном большинстве, хватать себе перебежчиков. Они не поняли, что нужно вовремя останавливаться, что в Украине монополизировать власть не дано никому. Соответственно 'Наша Украина' должна понять, что востоке содержится очень серьезный, в том числе кадровый, управленческий потенциал, и что с этим потенциалом можно и нужно достаточно серьезно, спокойно и эффективно работать. Мне представляется, что коалиция на троих: 'Наша Украина', БЮТ и Партия регионов, ни политически, ни психологически нереальна.

Ничего подобного эйфории, которая возникла после 'оранжевой' революции в начале 2005 года, в Европе ожидать не следует. Европа устала от лозунгов и того, что каждое новое правительство приходит и начинает обещать прорыв в реформах, но завтра. Я думаю, что Европа будет двигаться медленно и оценивать Украину исключительно по результатам деятельности правительства. Бюрократическая рамка для взаимодействия уже выстроена, переговорный процесс идет и у него есть свои задачи. Ничего нового сюда добавить практически на сегодняшний момент невозможно. Безусловно, часть европейского политического спектра не будет скрывать своей радости, если Партия регионов окажется вне правительства. На мой взгляд, такие люди находятся в меньшинстве. Большинство будет очень прагматично подходить к любому составу украинского правительства и судить его по делам.

Николай ПЕТРОВ, член Научного совета Московского центра Карнеги:

- Мне кажется, попытки Партии регионов расширить электоральную базу за счет западных регионов были не очень удачными. И наоборот, Блок Тимошенко очень реально капитализировал то преимущество, которое он имел в начале политической кампании. И мы получаем достаточно сложную конфигурацию, которая как это было в прошлый раз, исключает возможность политической монополии, заставляет все политические силы договариваться друг с другом и, в общем, делает любую коалицию или следующий коалиционный кабинет не очень прочным и устойчивым. А это может быть хорошо для экономики, потому что вряд ли новое правительство будет в силах проводить очень активную политику. Скорее, оно не будет мешать экономике развиваться самой по себе, что, в общем, почти гарантирует то, что предстоящие годы будут относительно спокойными и беспроблемными. А Тимошенко уже фактически подтвердила свой статус наиболее реального кандидата в президенты.

Отношения России с Украиной при конфликтности и достаточно серьезном ухудшении отношений с украинским руководством за последние годы закалились и стали более прагматичными, политически мудрыми. Уже не делается ставка на единственную силу, а идет более сложная игра с учетом интересов всех основных политических сил. Мне кажется, стала более сбалансированная позиция Украины по поводу интеграции в ЕС и НАТО, с одной стороны, и развитие отношений с России - с другой. Скорее всего, речь идет об усредненной позиции основных политических сил по этим вопросам. А это не дает возможности рассчитывать на какие-то серьезные улучшения, а также серьезные дополнительные проблемы в украино- российских отношениях после того, как будет сформирован новый Кабинет Министров.

Я думаю, что заявление российского посла в Украине Виктора Черномырдина о том, что цена на газ будет зависеть от того, каким будет украинское правительство, скорее всего, является попыткой повлиять на борьбу в ходе украинской кампании и сделать более привлекательным образ, условно, более пророссийского Януковича в противовес, скажем, той же Тимошенко. Мне кажется, что принципиально ничего радикально в 'плюс' или в 'минус' здесь быть не может. Мы можем говорить о достаточно узком коридоре, который определяется жестким прагматичным подходом 'Газпрома' при ведении отношений с соседями России. И можно говорить, наверно, о более или менее благоприятных условиях, связанных с отсрочками или кредитами, но вряд с самой ценой на газ, что в значительной степени будет зависеть от того, как конфронтационно или, наоборот, неконфронтационно будут продолжаться переговоры по новой цене.

Ставит ли Кремль задачу вернуть Украину на свою орбиту, как заявил накануне выборов вице-спикер РФ Владимир Жириновский? Я думаю, что Жириновский в данном случае выражает достаточно маргинальную, хотя, безусловно, присутствующую в российском руководстве позицию, которую невозможно оценивать отдельно, не учитывая, что есть другие крайние позиции. А есть какая- то золотая середина, которая связана с геополитическими реалиями. А они состоят в скорее позитивных, чем в негативных ожиданиях от развития украино-российских отношений. Середина состоит в том, что любое новое украинское правительство будет балансировать между двумя векторами. И каким бы оно ни было и чего бы не хотел премьер или политическая сила, которую он будет представлять, правительство не сможет игнорировать ни российский, ни европейский, ни натовский вектор. Мне кажется, что принципиальной разницы не будет, кто бы ни был в Украине премьером: Тимошенко или Янукович. Любое руководство Украины, также как руководство России обречены на то, чтобы понимать, что только в случае баланса, причем достаточно взвешенного между двумя этими векторами, может быть устойчивая и эффективная политика.

Анна ГУРСКА, Институт восточных исследований, Варшава:

- Избирательная кампания была короче, чем обычно. Хотя кое-кто считает, что она началась 30 марта 2006 года. Это была избирательная кампания, в первую очередь, для Блока Тимошенко. Нужно признать, независимо от того, какими будут окончательные результаты выборов, большую победу Юлии Тимошенко. Ее кампания была последовательной и активной. Во время встреч по всей Украине Юлия Тимошенко, как всегда, использовала свою способность эмоционально чувствовать людей и влиять на них. Я под большим впечатлением от ее результата и избирательной кампании.

'Наша Украина' сделала все, что могла. Она все же немножко улучшила свой результат. А мы знаем, что уровень ее поддержки упал до 7-8%. Мне кажется, что нынешний результат достигнут не только благодаря усилиям Юрия Луценко, но и благодаря тому, что в этой партии произошла символичная очистка от некоторых членов, которые входили в руководство 'Нашей Украины' и для электората Виктора Ющенко были символом не самого лучшего правления после 'оранжевой' революции.

Что касается Партии регионов, то она, по результатам опросов, получила лучший результат, чем на предыдущих выборах. Но в то же время эта партия пользовалась меньшей поддержкой в своих канонических областях, завоевав больше сторонников в центральных областях. Это неплохой результат для партии, руководившей правительством.

Что касается возможности создания широкой коалиции, то хочу отметить, что на Западе, в первую очередь, все желают, чтобы в Украине была стабильность. Мне кажется, что будет сложно образовать широкую коалицию. Это объясняется тем, что через два года будут президентские выборы. И сегодня лидеры начинают понемногу строить свою позицию под президентские выборы. Поэтому не простыми будут переговоры о создании 'посторанжевой' коалиции. Мне кажется, что Тимошенко не пойдет в коалицию с Партией регионов. А если о такой коалиции и можно говорить, то только после того, как на протяжении месяцев не будет создана никакая коалиция.

Прежде всего, на данный момент можно более-менее уверенно говорить о создании 'оранжевой' коалиции. Создание коалиции 'Наша Украина' и Партия регионов было бы большим риском для Президента. Потому что тогда Юлия Тимошенко безоговорочно идет на президентские выборы и начинает кампанию с острой борьбы против Ющенко. Создание коалиции Партии регионов с другими мелкими партиями зависит от того, будет ли у них вместе 226 мандатов.

Если говорить о будущем премьерстве Юлии Тимошенко, то думаю, что она сейчас стала немного другой, чем была в 2005 году. Тимошенко очень быстро учится и знает, какими были ее ошибки тогда. Сейчас она занимает более взвешенную позицию. Тимошенко, как зрелый политик, понимает, что нельзя все разорвать, повернуть. Она говорит о быстром вступлении в ВТО и создании зоны свободной торговли с ЕС, но не говорит о НАТО, а вместо этого о тесных отношениях с Российской Федерацией. Это совершенно другой голос, чем в предыдущие годы.

Что касается реакции Запада, то мне кажется, что бизнесмены и западные политики будут смотреть не только на одно лицо, но и на весь состав Кабинета Министров. Кроме того, они будут ждать первых действий этого правительства. Я думаю, что правительство Тимошенко не пугает Запад.

*****

ЦИТАТА

'Я поздравляю украинский народ, что вы вновь доказали, что можете спокойно и открыто показывать свою волю, что политики вынуждены считаться с мнением людей. Путь к процветанию будет длинным, но то, что Украина на правильном пути - нет сомнения.

Мы должны уважать выбор украинского народа: все три политические силы заявили о европейском выборе. Было бы здорово, если бы Россия также выбрала европейский путь'.

Борис НЕМЦОВ, лидер российского Союза правых сил

'Полученных голосов хватает для создания коалиции из Партии регионов, Коммунистической партии, а также блока Владимира Литвина. Для воплощения идеи проведения общенационального референдума по вопросу о вступлении Украины в НАТО, а также относительно придания русскому языку статуса государственного этого достаточно. При победе 'оранжевых' это станет невозможно.

Если подтвердятся цифры, то итоги выборов будут означать боевую ничью при преимуществе Партии регионов. Это станет морально-политической победой для Партии регионов'.

Константин КОСАЧЕВ, председатель комитета по международным делам Госдумы РФ

N166, вiвторок, 2 жовтня 2007

_______________________________

Выборы на Украине: победителей - два, проигравший - один ("The Guardian", Великобритания)

ИноTV: Реакция на выборы на Украине ("BBC World", Великобритания)