Россиян и многих наблюдателей за ситуацией в России интересовало не то, останется ли Путин у власти, а то, каким образом это произойдет. Мы опасаемся, что ответ на этот вопрос прозвучал вчера.
Путин, который должен уйти в отставку в следующем году, объявил, что он возглавит избирательный список доминирующей партии 'Единая Россия' на декабрьских выборах в парламент. Это гарантирует ему место в нижней палате, благодаря чему он мог бы стать премьер-министром. Путин заявил, что думать об этом пока слишком рано, и это зависит от того, станет ли президентом России 'порядочный и дееспособный человек, с которым можно было бы работать в паре'. Если преемник президента не справится со своими обязанностями, то, по Конституции России, первым претендентом ему на замену становится премьер-министр.
Путин неустанно повторяет, что его цель - создать сильную, современную Россию, пользующуюся уважением в мире. Такая грубая политическая манипуляция возымеет обратный эффект, ослабив Россию в глазах мира и, в конечном итоге, собственных граждан.
Путин более-менее восстановил безопасность и стабильность после хаоса первых посткоммунистических лет. Но при этом он нанес серьезный урон хрупким демократическим институтам страны, создав мощную и скрытную президентскую бюрократию, установив авторитарный контроль над правительством и прессой и сведя функции парламента к безоговорочному одобрению его решений. По сути, он вернул Россию к исторической зависимости от одного сильного лидера, сделав это при поддержке большинства российского народа.
Мы не можем попрекать россиян тем, что они ценят относительную стабильность и благополучие, обретенные после того, что им пришлось пережить. Но теперь на основе этой стабильности и благополучия им нужно строить подлинную демократию.
Надеемся, что Путин пересмотрит свою циничную игру. Приняв участие в парламентских выборах, он сможет использовать свой мандат для того, чтобы поделиться опытом и навыками с новым поколением политиков - но мы в этом сомневаемся. Если его единственное намерение - удержаться у власти, то он будет заявлять, что важны не институты, а те, кто ими манипулирует. Это в России уже было, слишком долго. Не это нужно ей сейчас.
__________________________________
Путина на царство? ("The Times", Великобритания)
Маневр, обещающий стабильность, но не процветание ("The Times", Великобритания)