Если сегодня в Ираке и существует тупиковая ситуация, то создана она была более десяти лет назад, когда Соединенные Штаты Америки ввели ошибочную систему использования частных подрядчиков для выполнения государственных функций. Несмотря на негодование иракцев по поводу деятельности частной охранной фирмы Blackwater USA, сотрудников которой обвиняют в открытии стрельбы по мирным жителям, приведшей к гибели некоторых из них, Вашингтон настолько доверяет этой компании, что не осмеливается приказать ей убраться из страны.
Тенденция доверять решение вопросов военного характера частным подрядчикам появилась относительно недавно. Во время войны в Персидском заливе на 540000 военнослужащих приходилось всего 9200 частных подрядчиков, обеспечивавших их действия. А сегодня финансируемые США подрядчики в Ираке (их там 180000, 21000 из общего количества - американцы) превышают по численности находящиеся там американские войска.
Слишком часто эта частная армия становится неуправляемой и неподотчетной. Ее интересы опасно отличаются от интересов правительств США и Ирака. Те трагические неприятности, которые создала Blackwater, приоткрыли завесу над гораздо более масштабной проблемой системного характера, которая охватила армию, разведку и систему внутренней безопасности.
Придя к власти, администрация Буша загорелась идеей передачи максимально возможного количества государственных функций в частные руки и выбросила на эти цели в рамках своей иракской авантюры миллиарды долларов. Однако изменения в систему подряда, приведшие к трансформации его правил, были внесены еще администрацией Клинтона. Они ослабили контроль, прозрачность и конкуренцию в этой области.
При администрациях Клинтона и Буша процесс привлечения внешних подрядчиков постоянно активизировался. В 2006 финансовом году федеральное правительство передало на сторону контрактов более чем на 420 миллиардов долларов, что в два раза превышает показатель 2000 года. Эти данные приведены в Информационной системе федеральных закупок. Война в Ираке подняла эту деятельность на рекордные высоты. Являясь крупнейшим заказчиком услуг со стороны федерального правительства, министерство обороны только в 2006 финансовом году заключило контрактов на оказание услуг на сумму 151 миллиард долларов. Это 78-процентное увеличение по сравнению с 1996 годом. Передача многих военных функций в руки частных подрядчиков происходила одновременно с ослаблением государственного контроля за их выполнением. Министерство обороны как никогда зависит от частных компаний в сфере предоставления 'критически важных услуг', о чем сообщает Счетная палата правительства США. К таким услугам, по данным Счетной палаты, относится 'работа систем информационных технологий, переводчиков, информационных аналитиков, а также обслуживание и ремонт систем вооружений и тыловое обеспечение военных баз'.
Более того, те функции, которые когда-то выполняли военнослужащие, все больше переходят в частные руки. Например, на вебсайтах подрядчиков, работающих на министерство обороны, размещаются объявления о вакансиях для аналитиков, которые должны выполнять работу по подготовке бюджета министерства. Один подрядчик похвастался тем, что написал боевой устав по действиям подрядчиков на поле боя.
Но хотя частные компании все больше забирают в свои руки государственные функции, и количество подрядчиков растет, число сотрудников министерства обороны, призванных контролировать их деятельность, постоянно уменьшается. Уже 15 лет Счетная палата включает работу Пентагона по контролю и регулированию исполнения контрактов в свой список 'высокого риска'. Это означает, что министерству 'не хватает возможностей для эффективного контроля за расходами и качеством исполнения контрактов'. Об этом заявил возглавляющий Счетную палату главный аудитор генерал Дэвид Уокер (David M. Walker). Когда эти недостатки проявляются в Ираке, они могут привести к серьезным последствиям.
Активная передача государственных функций в частный сектор вызывает проблемы и более фундаментального характера. Предполагается, что основополагающая цель государства - это реализация такой политики, которая идет на благо общества. Но для подрядчика, находящегося на государственной службе, главное - это прибыль.
Далее, военнослужащие в своей деятельности руководствуются правилами и нормами, которые не имеют отношения к подрядчикам, таким как открывшие стрельбу сотрудники фирмы Blackwater. Они не подпадают под действие законов войны и Женевской конвенции. Работа сотрудников частных компаний в зоне военных действий не подлежит контролю в рамках Закона о свободе информации. И в отличие от военных, контрактники на поле боя в любой момент могут уволиться, когда станет слишком жарко.
Война в Ираке показала опасность передачи важных государственных функций в частные руки. Такая масштабная приватизация усиливает зависимость государства от частных игроков, которых никто не избирал. У таких игроков имеются свои собственные интересы, и они выведены из-под контроля властей и надзора избирателей.
Такие функции государства, как управление вооруженными силами и ведение разведки, не должны передаваться в частные руки. Крайне важно отменить 'реформы' Клинтона в области закупок и дополнения к ним, принятые во времена Буша. Необходимо восстановить эффективный контроль государства в этой области. В противном случае общественность может легко оказаться обманутой, а теневая армия будет постоянно действовать в ущерб американским интересам и моральному авторитету страны.
Джанин Уэдел - профессор государственной политики из Университета Джорджа Мейсона и научный сотрудник фонда New America Foundation.
_______________________________________
Корпорация 'Война и террор' ("The Washington Post", США)
Сколько стоит жизнь британского солдата? ("The Observer", Великобритания)
Америка - торговец оружием N1 ("Los Angeles Times", США)
Алкоголь толкает американских солдат на преступления ("The New York Times", США)