У президента России Владимира Путина нет конца сюрпризам. В сентябре он неожиданно для всех выдвинул в премьер-министры серого аппаратчика Виктора Зубкова, а теперь говорит, что возглавит предвыборный список главной прокремлевской партии "Единая Россия" на декабрьских выборах и не исключает, что в марте следующего года, когда закончится его президентский срок, может стать премьер-министром сам. Таким образом, он всеми возможными способами показывает, что намерен, прикрываясь механизмами демократии, укрепить свое и без того практически тотальное господство в российской политике. И получится, надо сказать, очень красиво - если, конечно, получится.
Назначив Зубкова премьером, Путин подставил подножку всем новоявленным кремлеведам, заключившим, что он, наверное, готовит своего бывшего приближенного, которого знает еще с Санкт-Петербурга, во 'временные президенты', чтобы затем самому вернуться на это место. Такого, судя по всему, не будет. Сегодня создается такое впечатление, что хозяин Кремля не только хочет соблюсти все тонкости конституции, запрещающей ему быть президентом три срока подряд, но и поменять всю структуру российской власти.
В этой структуре главную роль всегда играла доминирующая личность, и если Путин реализует предложение, которое сам назвал 'вполне реалистичным', то это значит, что Россию ждет усиление премьерского поста за счет президентского.
Имея за спиной поддержку примерно 70 процентов населения, Путин вполне может поднять количество мандатов "Единой России" в Думе до двух третей, необходимых для изменения конституции и перераспределения власти. Такой сценарий предполагает, что "Единая Россия", до сего момента остающаяся безыдейной 'группой поддержки' Путина, превратится в долговременно правящую партию, причем не старого, коммунистического толка, а скорее схожую с Институционально-революционной партией, правившей Мексикой в течение большей части прошлого века.
Если Путин действительно намеревается и дальше держать бразды правления в своих руках - а, судя по всему, так и будет, - то все лучше, чтобы он делал это в качестве главы официального института, чем из-за кулис в качестве, например, руководителя такого государственного инструмента, как 'Газпром'. Однако повернуть русло реки власти нелегко даже тому, кто контролирует положение так же явно, как Путин. Этот переходный период еще далеко не закончен.
Выступая в понедельник перед членами "Единой России", Путин напомнил им, что именно он вытащил Россию из разрухи 90-х годов и восстановил ее национальную гордость и место на мировой арене (где, кстати, вчера 'Газпром' снова показал истинно российский характер, снова пригрозив отключить Украине газ). Играя властью в своей как-бы демократической манере, Путин как бы говорит: его цель остается прежней - легитимность для себя и для российской политической системы.
___________________________________
Карьера Путина - настоящий вестерн ("Daily Mail", Великобритания)
Планы Путина по сохранению власти ("Time", США)