Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Как Путин может потерпеть крах

'Образ Путина как сильного и жесткого человека вылеплен из глины. Он очень хрупок'

Как Путин может потерпеть крах picture
Как Путин может потерпеть крах picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Явная неспособность власти воспользоваться неожиданно свалившимся богатством и направить его на развитие инфраструктуры, промышленности и правовых институтов означает, что русские через какое-то время будут смотреть на счастливое опьянение путинского периода как на время гигантских возможностей поистине сибирских масштабов - возможностей, которые были упущены.

Генерал, отвечающий за Объединенное командование аэрокосмической обороны Северной Америки NORAD, на этой неделе непреднамеренно дал ключ к разгадке популярности Путина. По словам Жене Ренуара (Gene Renuart), возобновление в этом году полетов российских стратегических бомбардировщиков вблизи воздушного пространства США и НАТО без предварительного уведомления вызывает все большую тревогу. 'Если бы русские предоставили план полета - просто изложив свои намерения и общее направление маршрута, это существенно снизило бы нашу озабоченность, - сказал генерал, - это сняло бы напряженность в условиях, когда приходится гоняться за незнакомым самолетом'.

Сидеть и ждать звонка из Москвы генералу не следует. Трясти американскую клетку и дразнить американцев - это стало любимым занятием новой и дерзкой России, своеобразной реакцией на те унижения, которые ей пришлось испытать после распада Советского Союза. Дергать за бороду США и НАТО - будь то на Аляске, на Украине или в Финском заливе, а также противодействовать их политике в отношении Бирмы и Ирана - это сейчас официальный российский политический курс. Шалости с бомбардировщиками - это умышленное напоминание о том, что Россия вернулась на мировую арену в качестве глобального игрока. И за такое мнимое достижение Путина всячески превозносят дома, называя спасителем нации.

'Сегодня в России, как и раньше, создан режим личной власти, - говорит руководитель радиостанции 'Эхо Москвы' Алексей Венедиктов, - а как зовут этого властителя - президент или премьер-министр - не имеет значения'.

Даже с учетом исторической традиции с ее богоподобными царями и всесильными коммунистическими руководителями, способность Путина диктовать условия российской политики, которую он обрел всего за восемь лет, вызывает удивление. Опросы общественного мнения регулярно показывают, что рейтинг популярности президента составляет около 70 процентов. Все выглядит так, будто он действует безошибочно.

В результате недавно озвученное намерение Путина продолжить свою деятельность в качестве премьер-министра после ухода с президентского поста в будущем году наверняка будет реализовано. По словам Йорга Химмельрайха (Jörg Himmelreich) из берлинского Фонда Маршалла, после реинкарнации Путина в новом качестве власть просто плавно перетечет к нему. 'Это хитрый и умный шаг в попытке остаться у штурвала. Некоторые люди говорят, что Россия станет более демократичной, поскольку власть перейдет к Думе [парламенту]. Не верьте этому. Это хороший рекламный трюк. Новый президент, кто бы он ни был, будет плясать под дудку Путина'.

Но популярность Путина произрастает не только из его отвратительного поведения по отношению к американцам. Главная причина - восемь лет непрерывного экономического роста благодаря рекордным доходам от продажи энергоресурсов. Тщательно отработанный имидж президента - физически крепкого дзюдоиста с черным поясом, готового жестко говорить и демонстрировать силу, также сыграл свою роль на фоне его предшественника - физически и интеллектуально слабого Бориса Ельцина.

Похоже, что основную массу россиян не очень волнуют действия Путина по ограничению свободы слова, средств массовой информации и по преследованию политического инакомыслия, хотя на Западе они подвергаются серьезной критике.

'Мы пытаемся заставить режим признать наши права на свободные и честные выборы, на ведение агитации среди российской общественности по распространению наших идей', - заявил Гарри Каспаров, названный на этой неделе лидером оппозиционной коалиции. Но к этим словам мало кто прислушивается. И высокая вероятность того, что кандидатура Каспарова будет официально заблокирована, не вызывает большого удивления.

Ветеран оппозиционного движения и руководитель российской демократической партии 'Яблоко' Григорий Явлинский, часто попадающий под путинский пресс, говорит, что шаг Путина в сторону премьерского кресла (а эта должность бессрочная) является лишним доказательством того, что Россия возвращается к однопартийной системе. С ним согласен бывший премьер-министр Михаил Касьянов: 'Все остается как прежде ... Это значит, что нынешний политический курс, который, на мой взгляд, ведет нашу страну к краху, будет продолжен'.

И тем не менее, есть убедительные основания полагать, что Путину не удастся бесконечно делать все по-своему. Председатель независимого фонда 'Россия' (Russia Foundation) Дэвид Кларк (David Clark) говорит о том, что несмотря на полновесный 'культ Путина', налицо роковые изъяны.

Кларк заявляет: 'Путин на самом деле успешно откликнулся на то разочарование и отчаяние, которое охватило многих россиян во время перехода от советской эпохи. Но он манипулирует политической системой таким образом, что критика в его адрес не слышна. У россиян мнение о президенте формируется в условиях отсутствия свободного и открытого доступа к информации'.

'Его образ сильного и жесткого человека вылеплен из глины. Он очень хрупок. Да и сила всей России построена исключительно на энергоресурсах - на нефти и газе. Больше ничего нет. И все это в ближайшие годы придет к развязке'.

Как и другие аналитики, Кларк и Химмельрайх предсказывают, что отсутствие инвестиций, развития и долгосрочного планирования вкупе с централизацией управления и коррупцией приведет к закату эпохи неожиданного процветания. Все начнется уже в 2010 году с проблем нехватки трубопроводной инфраструктуры.

'Сейчас они [русские] говорят, что Запад ослаблен, Запад хромает, а Россия великая страна', - отмечает Химмельрайх. Однако явная неспособность власти воспользоваться неожиданно свалившимся богатством и направить его на развитие инфраструктуры, промышленности и правовых институтов означает, что русские через какое-то время будут смотреть на счастливое опьянение путинского периода как на время гигантских возможностей поистине сибирских масштабов - возможностей, которые были упущены.

___________________________________________________________

Силовая игра Путина с демократией ("The Financial Times", Великобритания)

Путина на царство? ("The Times", Великобритания)