Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Расчеты Путина и смирение россиян

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Они и мы. Власть и общество. Это старое разделение, которое проходит через всю историю России, вновь появилось при Путине после неудавшегося демократического прорыва 1980-1990 годов. Теперь же власть снова предстает в виде черного ящика. Время от времени его крышка приоткрывается, оттуда выскакивает 'политический заяц' и предстает перед пассивными смирившимися зрителями-россиянами

'Они нас держат за идиотов!'. Гнев охватил Андрея, когда он вечером в понедельник услышал по радио 'наиважнейшую' новость, которая заполнила весь эфир. Выступая на съезде делегатов президентcкой партии 'Единая Россия', которые, как в старые добрые советские времена, встречали его слова бурными и продолжительными аплодисментами, Владимир Путин с подобающим обстоятельствам серьезным лицом объявил, что возглавит список этой партии на парламентских выборах 2 декабря. Он не исключает возможности стать в последствие премьер-министром, если президентом страны будет избран 'порядочный, дееспособный и эффективный человек'. На радиостанции 'Эхо Москвы' после этой сенсации разгорелась дискуссия, такая же глубокомысленная, как и запутанная, на тему: не собирается ли Путин вести свою страну по пути строительства парламентской республики и покончить с 'гиперпрезидентством' действующего режима.

Эти вопросы маскируют действительное значение маневра - план передачи власти, разработанный Путиным, называется . . . Путин, - с отчаянием говорит Андрей, 40-летний предприниматель с хорошо подвешенным языком. - Президент и не собирался уходить. Он просто искал способ, как бы лучше это преподать'. 'Слишком поздно, - говорит Андрей. - Путин и его друзья, все бывшие сотрудники КГБ, держат в руках бразды правления страной, они никому их не отдадут'. Андрей напоминает, что в России 'обычно из власти уходят только ногами вперед'. И он приводит в пример мэра Москвы Юрия Лужкова, которого Владимир Путин решил оставить на 'неограниченный срок', после того как отменил прямые муниципальные выборы. 'Правда заключается в том, - говорит Андрей, - что нас лишили права выбора. Мы не можем ни на что влиять! Я не пойду голосовать, чтобы не участвовать в этом фарсе. И все мои друзья поступят также. Они работают ради денег, не более того!'.

Пока он говорит, 'Эхо Москвы' сообщает, что 90 процентов слушателей 'отрицательно' оценивают решение президента. Но этот экспресс-опрос крайне либерального сегмента российского общества, единственного, кто слушает эту радиостанцию, не представляется таким уж репрезентативным. Президент, на создание культа личности которого власти не жалеют усилий, является единственной звездой политический и медийной арен, куда вход оппозиции практически запрещен. 'Другие кандидаты не выступают на телевидении, и у людей складывается мнение, что других альтернатив не существует', - объясняет оппозиционный журналист Григорий Пасько.

Вот, например, Татьяна, бывшая балерина Большого Театра, которая прогуливается по Арбату. 'Я уважаю Путина, благодаря ему в стране появилась некоторая стабильность, это нормально, что он хочет продолжать работать', - говорит она. Вид процветающей Москвы, ее ухоженных улиц, на которых рядами выстроились художественные галереи, салоны красоты и роскошные бутики вроде бы служит подтверждением ее слов. Седовласая пенсионерка говорит, что 'удовлетворена' Путиным: 'Он работает на благо страны, в отличие от людей, чьи фамилии заканчиваются на -ский, которые сбежали заграницу с наворованными деньгами'.

'Москва переживает экономический золотой век', - считает американский эксперт по России Эндрю Качинс (Andrew Kuchins). Вчера индекс московской биржи РТС снова достиг исторически рекордного уровня.

'Созерцательная демократия'

Эти оценки раздражают предпринимателя Андрея. Он считает, что процветание Москвы 'не имеет никакого отношения к Путину, а обусловлено ценами на нефть'. ' Почему говорят, что он работает на благо страны, если он сажает своих приятелей на все ключевые посты, даже если у них нет абсолютно никакого соответствующего опыта? Неужели люди не понимают, что страна не развивается, что сельское хозяйство развалено, и если цены на нефть упадут, путинский карточный домик рухнет?'.

В маленьком ларьке, где она печет пирожки с яблоками, 47-летняя Ольга разделяет скептицизм Андрея. Она из Саратова, стоящего на Волге города, который едва сводит концы с концами. Она переехала в Москву, потому что не могла прожить на зарплату в 2000 рублей (57 евро), только за один газ нужно было ежемесячно платить 1000 рублей. 'Со мной в комнате живут 11 человек. Я возвращаюсь домой около 11 часов вечера, и валюсь с ног. Путин мне ничего не дал. Жизнь - невыносима. Мы - бесправные люди. Они нас не слышат'

Они и мы. Власть и общество. Это старое разделение, которое проходит через всю историю России, вновь появилось при Путине после неудавшегося демократического прорыва 1980-1990 годов. Теперь же власть снова предстает в виде черного ящика. Время от времени его крышка приоткрывается, оттуда выскакивает 'политический заяц' и предстает перед пассивными смирившимися зрителями-россиянами. Эксперт по России Алексей Берелович называет это 'созерцательной демократией'. Оппозиционер Гарри Каспаров - 'диктатурой одной-единственной партии'. 'Раньше я голосовала за коммунистов, - говорит Ольга, - но на этот я не пойду на избирательный участок. Потому что мы никогда не узнаем, правдивые результаты нам объявят, или нет'.

________________________________________

А если марионетка оживет . . . ("Financial Times Deutschland", Германия)

А теперь следующий фокус: я превращаюсь. . . в премьер-министра ("The Times", Великобритания)

Россия, Россия и еще раз Россия ("Helsingin Sanomat", Финляндия)