То проворство, с которым российский президент Владимир Путин старается сохранить в своих руках власть даже после ухода с поста президента, дает гарантию, что в своем соперничестве США и Россия будут постоянно возвращаться к украинской теме. В таком геополитическом контексте шансов на то, что воскресные парламентские выборы положат конец борьбе за власть между президентом Виктором Ющенко и премьер-министром Виктором Януковичем, становится еще меньше.
Это запутанная и напряженная борьба. Ющенко привела к власти 'оранжевая революция', причиной которой стали попытки сторонников Януковича сфальсифицировать президентские выборы в 2004 году. Однако Ющенко был вынужден назначить Януковича премьер-министром, когда его партия добилась успеха в ходе прошлогодних парламентских выборов.
Партия регионов Януковича будет по-прежнему самой крупной политической силой. Но если Ющенко решит создать коалицию вместе со своим партнером по 'оранжевой революции' Юлией Тимошенко (а к этому все и идет), то они получат возможность для сформирования правительства, имея незначительный перевес.
Не секрет, что Янукович считает эти досрочные выборы мошенническим выходом из кризиса, который изобрел Ющенко вместе со своими западными сторонниками в целях консолидации позиций прозападных партий. Опасаясь того, что коалиционное правительство Януковича укрепит свое парламентское большинство и в результате сможет отменять решения президента и вносить изменения в конституцию, Ющенко своим довольно сомнительным решением распустил в апреле парламент.
Существуют подозрения в том, что определенные силы, опасаясь прекращения под воздействием правительства Януковича дрейфа Украины в сторону Запада, помогли создать такую обстановку, в которой Ющенко получил возможность для роспуска парламента. Во время кризиса действия Запада в поддержку демократии носили явно тенденциозный характер. Их цель заключалась в продвижении западных интересов в ущерб усиливающейся России. Похоже, что январские действия Тимошенко в поддержку плана передачи полномочий от президента к премьер-министру были первым актом тщательно подготовленной борьбы за власть, сценарий которого составлялся в Вашингтоне. А два 'оранжевых' революционера, возможно, сами того не желая, оказались в эпицентре этой борьбы.
Ющенко взял на себя ответственность за непопулярное решение распустить парламент, одновременно намекнув на возможность создания после выборов коалиции с Партией регионов, чтобы та отказалась от бойкота выборов. Тимошенко дистанцировалась от кризиса, но когда была назначена дата голосования, она приступила к проведению популистской кампании, изображая из себя демократа, а Януковича представляя чуть ли не в роли босса постсоветской мафии. До конца прошлой недели Тимошенко и Ющенко проводили свои предвыборные кампании раздельно, а затем заявили, что постараются сформировать коалиционное правительство.
Результаты выборов могут быть опротестованы в суде, а это создает опасность длительной юридической тяжбы. Даже мгновенное создание новой коалиции не дает гарантии формирования стабильного правительства. Партия регионов будет недовольна тем, что прагматичное решение согласиться на участие в незаконных, по ее мнению, выборах, привело к изгнанию ее из власти. Поскольку отставка 150 депутатов парламента была использована в качестве последнего юридического обоснования для проведения досрочных выборов, в новом парламенте у Януковича и Тимошенко будет действенная возможность налагать вето на его работу и на формирование нового правительства в любом составе. Кроме того, кабинету, в котором не будут представлены главные промышленные и финансовые силы с востока страны, где наиболее популярна Партия регионов, будет очень сложно проводить в жизнь экономические реформы.
Теперь, когда возникает три полюса борьбы за власть, вера электората в своих политиков и в их политические партии будет подорвана. Это подтверждается снижением явки избирателей на участки для голосования. Политический кризис, искусственный или естественный, усиливает раскол между избирателями востока и юга, что подрывает легитимность государства, препятствует созданию системы ответственного государственного управления и мешает экономическому развитию. Возможно, пока события развиваются в соответствии с вашингтонским сценарием, но развязка этой драмы еще не написана. Проведение выборов, которые многие считают незаконными, не может не привести страну к новой потере политической ориентации.
План состоит в том, чтобы как можно дольше оттягивать показ заключительной сцены. За это время Запад должен удостовериться в том, что счастливый конец, которого он добивается, все же наступит. Но украинским политикам пока еще не поздно перестать прислушиваться к своекорыстным голосам, звучащим как с запада, так и из России, осознать свои возможности и свою ответственность, и стать авторами собственного демократического будущего.
Адам Суэйн преподает на факультете географии Ноттингемского университета.
______________________________________________________________
Украина: они люто ненавидят друг друга ("The Financial Times", Великобритания)
Не все революции заканчиваются так, как нам хочется ("The Independent", Великобритания)