Хорошая новость - панические сценарии, которые предсказывают, что мировые запасы нефти вскоре истощатся, ошибочны. Плохая новость - стоимость нефти будет расти и дальше. Наша проблема заключается не в том, что нефть может закончиться. Проблема заключается в политике. Крупные нефтяные компании хотят сохранить высокие цены на нефть. Вице-президент США Дик Чейни (Dick Cheney) и его друзья охотно готовы им в этом помочь.
Хочу отметить, что я изучаю вопросы, связанные с нефтью, со времени первых нефтяных шоков 1970-х годов. В 2003 году меня заинтриговала теория, называемая теорией нефтяного пика. Она была способна объяснить неподдающееся иначе объяснению решение Вашингтона пойти на риск войны с Ираком.
Сторонники данной теории, возглавляемые бывшим геологом компании British Petroleum Колином Кэмпбеллом (Colin Campbell) и техасским банкиром Мэттом Симмонсом (Matt Simmons), утверждают, что мир столкнется с новым кризисом - истощением дешевой нефти - или "абсолютным нефтяным пиком", в 2012 году, или даже может быть в 2007 году. В подтверждение своей правоты они приводили растущие цены на бензин и нефть, а также снижение объемов добычи в Северном море, на Аляске и на других месторождениях.
По словам Кэмпбелла, тот факт, что после обнаружения месторождений Северного моря в 1960-х годах больше не было обнаружено ни одного месторождения подобного размера, подтверждает их тезис. Сообщается, что он смог убедить в своей теории Международное энергетическое агентство и правительство Швеции. Однако это не подтверждает его правоту.
Интеллектуалы с устаревшими знаниями?
Школа "нефтяного пика" подкрепляет свою теорию положениями, взятыми из обычных западных учебников по геологии, написанных главным образом американскими и английскими геологами, которые заявляют, что нефть является "ископаемым топливом", биологическим осадком или продуктом распада либо останков динозавров, либо водорослей. Из этого следует, что она когда-либо кончится. Биологическое происхождение нефти занимает центральное место в теории "нефтяного пика", оно объясняет, почему нефть обнаруживается лишь в определенных местах, где она начала формироваться миллионы лет назад.
Это означает, что останки динозавров были сжаты геологическими породами и затем на протяжении миллионов лет превращались в ископаемое топливо в подземных резервуарах на глубине примерно 1200-2000 метров под поверхностью земли. В редких случаях, гласит теория, огромные объемы биологической материи попали в донные породы в неглубоких районах океана, например, таких как Мексиканский залив, Северное море или Гвинейский залив. Геологам остается только вычислять, где в осадочных бассейнах находятся эти резервуары.
В России с 1950-х годов существует абсолютно иная теория образования нефти, которая практически не известна на Западе. В ней утверждается, что традиционная американская теория биологического происхождения нефти является ненаучной нелепицей, не имеющей доказательств. Авторы теории указывают на тот факт, что западные геологи в прошедшем веке неоднократно предсказывали истощение запасов нефти, однако впоследствии обнаруживались новые и новые месторождения.
Альтернативная теория происхождения нефти и газа не просто существует, применение этой теории на практике позволило России занять место крупнейшего в мире поставщика нефти и природного газа. Этот факт имеет геополитические последствия огромной важности.
Нужда - мать изобретательности
В 1950-х годах Советский Союз оказался в изоляции из-за опущенного Западом "железного занавеса". "Холодная война" шла полным ходом. У России было недостаточно нефти для обеспечения своей экономики. Обнаружение достаточных запасов нефти всегда было самой приоритетной задачей обеспечения национальной безопасности.
Ученые из Института физики Земли Российской Академии Наук и Института геологических наук Академии Наук Украины в конце 1940-х годов начали фундаментальное исследование: откуда берется нефть?
В 1956 году профессор Владимир Порфирьев озвучил полученные выводы: "Сырая нефть и природный нефтяной газ не являются биологическим материалом, зарождающимся неглубоко под поверхностью Земли. Они являются древними породами, выталкиваемыми с больших глубин".
Советские геологи поставили западную традиционную геологию с ног на голову. Они назвали свою теорию происхождения нефти "абиотической" теорией - то есть небиологической - чтобы отметить ее отличие от западной биологической теории происхождения нефти.
Если они были правы, то количество нефти на Земле ограничивается только количеством органических углеводородных компонентов, существовавших в глубине Земли в эпоху формирования планеты. Доступность нефти зависит только от технологий, позволяющих бурить сверхглубокие скважины и исследовать глубины Земли. Они также пришли к выводу, что нефтяные месторождения можно восстанавливать, чтобы продолжать добычу нефти, получая так называемые самопополняющиеся месторождения. Они утверждали, что нефть формируется в глубине Земли в условиях очень высоких температур и высокого давления, сравнимыми с условиями, необходимыми для формирования алмазов.
"Нефть является очень древним веществом, зародившимся в глубине Земли и доставляемой под высоким давлением в ходе вулканических "холодных" процессов в земную кору", - утверждал Порфирьев. Его команда отклонила идею о том, что нефть является биологическими останками животных и растений, назвав ее обманом, призванным поддержать миф об ограниченном количестве этого природного ресурса.
Отрицая традиционную геологию
Радикально иной подход российских и украинских ученых к обнаружению нефти позволил Советскому Союзу открыть огромные запасы нефти и газа в таких регионах, в которых в соответствии с западными теориями нефть не должны была находиться. Новая нефтяная теория использовалась и в начале 1990-х годов, после распада Советского Союза, когда нефть и газ стали добываться в регионе, на протяжении 45 лет считавшимся скудным в геологическом отношении - в Днепродонецком бассейне, расположенном между Украиной и Россией.
Следуя своей абиотической теории происхождения нефти из глубины недр Земли, российские и украинские геофизики и химики начали проводить детальный анализ тектонической истории и геологической структуры кристаллического основания Днепродонецкого бассейна. После глубокого изучения тектонических характеристик и анализа пород они провели геофизические и геохимические исследования.
В общей сложности была пробурена 61 скважина, на 37 из которых ведется коммерческая добыча. Это в высшей степени впечатляющий уровень успеха геолого-разведывательных работ - 60 процентов. Размер обнаруженного месторождения сравним с месторождением Северного склона Аляски. В США нефть можно добывать только из каждой десятой из пробуренных наугад скважин. Девять из десяти скважин обычно оказываются "сухими".
Во время "холодной войны" этот опыт российских геофизиков по нахождению нефти и газа был покрыт обычной для Советского Союза завесой государственный тайны, и был практически неизвестен западным геофизикам, продолжавшим считать нефть ископаемым, и, следовательно, исчерпаемым ресурсом. Однако после войны 2003 года в Ираке до стратегов из военных и околовоенных кругов постепенно стало доходить, что российские геофизики могут иметь для них огромную стратегическую важность.
Если российские ученые являлись обладателем ноу-хау, а западные нет, то это означало, что у России имеется стратегический козырь огромного геополитического значения. Не удивительно, что Вашингтон собирался построить "железную стену" - сеть военных баз и противоракетных щитов вокруг России - чтобы разорвать ее трубопроводные и морские связи с Западной Европой, Китаем и остальными странами Евразии.
Самый ужасный ночной кошмар английского географа и геополитика Хэлфорда Макиндера (Halford Mackinder) - совпадение взаимных интересов крупных государств Евразии, вызванное потребностью в нефти для обеспечения экономик этих стран - стал обретать определенные контуры. По иронии судьбы, именно откровенный захват Соединенными Штатами внушительных нефтяных богатств Ирака и, потенциально, Ирана, стал катализатором более тесного сотрудничества между традиционными евразийскими соперниками, Китаем и Россией. Кроме того, Западная Европа начала все отчетливее осознавать, что ее выбор весьма ограничен.
Автор пика
Теория нефтяного пика основывается на работе, написанной в 1956 году покойным ныне Марионом Кингом Хаббертом (Marion King Hubbert), геологом из Техаса, работавшим на компанию "Shell Oil". Он утверждал, что нефть из нефтяных скважин добывается по кривой нормального распределения, и после достижения пика следует неминуемый спад. По его прогнозам, пик добычи нефти в США должен был быть достигнут в 1970 году. Он назвал составленную собой кривую "кривой Хабберта", а нефтяной пик "Пиком Хабберта". Когда в 1970-х годах уровень добычи нефти в США начал снижаться, он завоевал определенную славу.
Единственная проблема состояла в том, что падение уровня добычи произошло не из-за истощения ресурсов в американских месторождениях. Оно произошло из-за того, что "Shell", "Mobil", "Texaco" и другие партнеры компании из Саудовской Аравии "Aramco" наполнили американский рынок очень дешевой импортной ближневосточной нефтью, не облагавшейся налогами. Ее цена была настолько низкой, что многие американские нефтяные компании из Калифорнии и Техаса не могли с ними конкурировать и были вынуждены закрыть скважины.
Успех во Вьетнаме
В то время, как в 1960-е годы - в эпоху большого количества дешевой нефти - американские многонациональные компании стремились сохранять контроль над крупными месторождениями Саудовской Аравии, Кувейта, Ирана и других стран, русские проверяли свою альтернативную теорию. Они начали бурить скважины в Сибири, которая считалась лишенной полезных ископаемых. Основываясь на данных своей "абиотической" теории, они открыли там 11 крупных и одно гигантское нефтяное месторождение. Они пробурили кристаллические горные породы и нашли столько нефти, сколько ее содержится в месторождениях Северного склона Аляски.
В 1980-х годах они пришли во Вьетнам и предложили оплатить расходы по бурению скважин, чтобы показать, что их новая геологическая теория работает. Российская компания "Вьетсовпетро" пробурила на вьетнамском месторождении "Белый Тигр" базальтовые скалы на 5000 метров вглубь, и начала добывать 6000 баррелей нефти в день для нуждающейся в энергоресурсах вьетнамской экономики.
В СССР обученные абиотической теории геологи продолжали совершенствовать свои знания, и к середине 1980-х годов Советский Союз стал крупнейшим в мире производителем нефти. На Западе мало кто понимал или интересовался, почему это произошло.
Доктор Дж. Ф. Кенни (J F Kenney) является единственным из западных геологов, работавшим и учившимся в России под руководством Владилена Краюшкина, который осваивал огромный Днепродонецкий бассейн. Кенни рассказал мне недавно в интервью, что "только для того, чтобы создать такое количество нефти, которое было добыто на саудовском месторождении Гавар, потребуется куб превратившихся в полезные ископаемые останков динозавров (при условии 100% превращения) со сторонами более 30 километров в длину, высоту и ширину каждая". Короче говоря, это абсурд.
Западные геологи не утруждают себя предоставлением научных доказательств ископаемого происхождения нефти. Они просто преподносят свою веру как святую правду. Русские написали тома научных бумаг, преимущественно на русском. Ведущие западные журналы не заинтересованы в публикации такой революционной точки зрения. В конце концов, на кону стоят карьеры и даже целые научные профессии.
Закрывая двери
Арест в 2003 году Михаила Ходорковского, руководителя компании ЮКОС, произошел как раз перед тем, как должна была осуществиться продажа контрольного пакета акций ЮКОСа компании "ExxonMobil". Достижению этой договоренности предшествовала встреча с Чейни (Cheney). Если бы "ExxonMobil" получил этот пакет, то он получил бы контроль над крупнейшим в мире коллективом геологов и инженеров, владеющих знаниями "абиотической" теории, необходимыми для глубокого бурения.
После 2003 года Россия стала гораздо меньше делиться научными знаниями. По словам американских геофизиков, связанных с этой проблемой, в начале 1990-х годов предложения русских поделиться знаниями с американскими учеными и геофизиками других стран были с прохладой отвергнуты.
Почему началась связанная с большими рисками война за контроль над Ираком? На протяжении столетия американские и дружественные им крупные нефтяные компании контролировали мировую нефть посредством контроля над Саудовской Аравией, Кувейтом или Нигерией. Сегодня, когда многие гигантские месторождения иссякают, эти компании считают принадлежащие государству месторождения Ирака и Ирана самыми крупными из оставшихся запасов дешевой и легкоизвлекаемой нефти.
В условиях огромного спроса со стороны Китая и Индии для Соединенных Штатов стало геополитической необходимостью взять эти ближневосточные запасы под свой военный контроль как можно быстрее. Чейни пришел на должность вице-президента из корпорации "Halliburton" - крупнейшей в мире компании по оказанию услуг в нефтяной сфере. Единственная потенциальная угроза американскому контролю над нефтью исходит от России и перешедших под контроль государства российских энергетических гигантов.
По словам Кенни, российские геофизики использовали теории блестящего немецкого ученого Альфреда Вегенера (Alfred Wegener) за 30 лет до того, как западные геологи "открыли" его в 1960-х годах. В 1915 году Вегенер опубликовал работу "Происхождение континентов и океанов", в которой предполагалось, что более 200 миллионов лет назад существовала единая земная масса, или Пангея, которая затем раскололась на расползшиеся друг от друга континенты.
Вплоть до 1960-х годов американцы, претендующие на звание ученых, такие, как доктор Фрэнк Пресс (Frank Press), который был научным советником Белого дома, называли Вегенера "сумасшедшим". В конце 1960-х геологи были вынуждены взять свои слова обратно, когда Вегенер предложил им данные, позволившие им открыть огромные месторождения в Северном море.
Может быть, через несколько десятилетий западные геологи и пересмотрят свои мифы об ископаемом происхождении нефти и поймут то, что русские знают с 1950-х годов. А тем временем Москва продолжает владеть крупным энергетическим козырем.
Уильям Энгдаль - автор книги "Вековая война: Англо-американская нефтяная политика и новый мировой порядок" ("A Century of War: Anglo-American Oil Politics and the New World Order").
____________________________________________________________
'Нефтяной эпохе' приходит конец? ("The Times", Великобритания)
Мировые запасы нефти заканчиваются быстрее, чем ожидалось ("The Independent", Великобритания)