А почему журналистов так удивило, что на этой неделе Владимир Путин заявил, что может переместиться из кресла президента в кресло премьера? спрашивает чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров. На своем сайте бывший чемпион, а ныне политик утверждает: путинское доминирование продлится еще долго. Но если так, то зачем же Каспарову самому баллотироваться в президенты?
Каспаров, заявивший о своем намерении участвовать в президентской гонке 30 сентября, признает, что шансов победить в марте у него - ноль: слишком высоки барьеры, которые нужно преодолеть, слишком сильна путинская машина. Состояние российской экономики, с точки зрения политических противников, тоже не располагает к перемене власти. Своей огромной популярностью практически авторитарная система Путина (ибо считать Россию демократическим государством уже вряд ли можно) обязана тому, что в ее механизмах чавкает густая нефтяная смазка. Только за прошлый год российская экономика выросла на 6,6 процента.
С 2000 года, когда бывший агент КГБ выиграл президентские выборы (тогда пресса была в свободном полете, а экономика - в свободном падении), значительно снизились уровни инфляции, безработицы и бедности. В то же время, возросли реальные доходы, а в нефтяном госбюджете появился стабильный профицит. И, по данным социологических опросов, большинство населения устроит любой, кого Путин выберет своим преемником.
Учитывая все это, единственный смысл Каспарову и его оппозиционному движению 'Другая Россия' оставаться в политике - планировать закрепиться в ней надолго. А для этого нужны смелость, упорство и стратегическое мышление.
Как говорит сам Каспаров, нынешняя борьба за власть похожа на его борьбу с советской шахматной федерацией. В 1985 году в Москве организаторы турнира прервали марафонский матч выскочки-Каспарова против старого гроссмейстера Анатолия Карпова за мировую шахматную корону, заявив, что обе стороны слишком устали. В переигровке победил Каспаров и стал самым молодым чемпионом мира. Этот титул он не уступал пятнадцать лет подряд. Вот и сегодня он вступает в борьбу, не рассчитывая на быструю победу.
- Задача 'Другой России' - не выиграть выборы, а сделать так, чтобы они вообще были, - заявил он в интервью AP Television News. ┐- Мы пытаемся заставить режим признать наше право на участие в свободных и справедливых выборах. . .
Как и во всех странах мира, где есть угнетаемая оппозиция, главное для нее - создать точку противостояния и борьбы за демократические ценности и права человека, создать общественно-моральное пространство, куда можно было бы привлечь других людей, и напомнить обществу, что существует и альтернатива действующему руководству.
Однако даже этой цели добиться нелегко. В России все демократические голоса немедленно глушатся. Казалось бы, такое известное имя, как Каспаров, должно быть заметно со всех ракурсов - но в российской политике он - не более чем маргинал, как и все другие оппозиционеры. После декабрьских выборов в парламент новое избирательное законодательство может довершить разгром оппозиционных партий (собственно, 'Другая Россия' - это даже не партия, а идеологическая мешанина из противников Путина).
На российском телевидении Каспарова показывают только тогда, когда его нужно высмеять. Пропутинская молодежная группировка 'Наши' срывает собрания 'Другой России', а когда 'Другая Россия' выходит на демонстрации протеста, ее сторонников арестовывают. Каспаров тратит огромные деньги на личную охрану - его имя, конечно, может его защитить, но гарантировать безопасность оно не в состоянии. Оно, кстати, дает ему и преимущество относительно других лидеров оппозиции, как и тот факт, что у него нет связей с коррумпированным политическим прошлым.
Каспаров мог бы жить в свое удовольствие - что в Москве, что на берегах Гудзона, где у него тоже есть квартира. Но он видит партию на много ходов вперед - до того дня, когда в России появится реальная оппозиция, способная держать в узде любого лидера Кремля.
_____________________________________________
Как Путин может потерпеть крах ("The Guardian", Великобритания)
Путину надо готовиться к матчу против гроссмейстера ("The Observer", Великобритания)