Сегодня исполняется 50 лет со дня запуска спутника - первого аппарата, выведенного человеком на орбиту (см. статью 'Как Россия потеряла Луну' от 2 октября). Через двенадцать лет после этого запуска люди достигли поверхности Луны.
Очень поучительно в этом плане сравнение с самолетом. После первого полета аэроплана прошло полвека, прежде чем мы стали летать в два раза быстрее звука, а в эксплуатацию были введены реактивные пассажирские авиалайнеры. Сегодня НАСА обещает вернуться на Луну через 13 лет. Но она обещает это уже более 30 лет. И проблема в основном заключается не в нехватке денег, а в том, как эти деньги использовать. Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства, бюджет которого составляет 8 миллиардов фунтов стерлингов, сегодня называют программой по трудоустройству бюрократов и жителей южных штатов. Это управление время от времени запускает что-то там в космос. Но по сравнению с Европой, где бюджет космического ведомства равен 5 миллиардам фунтов стерлингов, а оно так и не запустило пока в космос человека, люди из НАСА кажутся настоящими живчиками.
А Россия, имеющая космический бюджет в 650 миллионов фунтов стерлингов, осуществляет даже больше запусков, чем США. Бюджет Великобритании, большая часть которого уходит на нужды Европейского космического агентства, составляет 210 миллионов фунтов стерлингов и нацелен в основном на получение соответствующей доли от контрактов этого агентства.
Есть и хорошие новости. 10 миллионов долларов, врученные победителю конкурса X Prize за первый частный запуск, по сути дела привели к созданию британской компании Virgin Galactic и возникновению космического туризма. Такие деньги НАСА тратит каждые пять часов, а Европейское космическое агентство - каждые десять.
Эксперты говорят, что если сумма приза составит 1 миллиард фунтов, то будет построен челночный корабль, способный летать на орбиту как минимум раз в неделю. Такую сумму Британия тратит на космос за пять лет. Если сравнивать ее с тем, сколько мы расходуем на войны и ветроэнергетические установки, то она кажется мелочью. Будь человечество хоть немного дальновиднее, оно могло бы гораздо быстрее двигаться по тому пути, который проложили пионеры авиации и космоса.
Нил Крейг (Neil Craig), Глазго
______________________________________________________________
Как Россия потеряла Луну ("The Guardian", Великобритания)
В тени спутника ("The Boston Globe", США)