Мечтая вернуть России утраченный за пятнадцать лет деградации статус мировой державы, президент Владимир Путин взялся за восстановление военно-стратегической инфраструктуры страны, в то же самое время продолжая опираться на стиль 'игры на грани фола', выработанный его предшественниками еще в эпоху 'холодной войны'.
Россию, однако, никак не назовешь противником, равным по достоинству Советскому Союзу давних времен. С какой точки зрения ни посмотри - и с экономической, и с военной, и с технической, и с демографической - Россия существенно уступает той 'империи зла', на смену которой она пришла.
Россия вообще перестала быть империей. В 1990-х годах 'социалистические республики', образовывавшие СССР, превратились в независимые государства. Отделение Украины, например, означало для московского центра потерю одного из ключевых аграрно-индустриальных регионов. Страны Восточной Европы, некогда бывшие сателлитами СССР, сдвигаются в сторону Запада; многие уже стали членами НАТО и Евросоюза.
Смутное послегорбачевское время тяжело сказалось на российских гражданах. По некоторым подсчетам, в плане здравоохранения и продолжительности жизни девяностые годы были не менее губительны, чем голодные сталинские тридцатые и военные сороковые.
Вот что сказал об этом бывший канадский посол в Москве Кристофер Вестдаль (Christopher Westdal): 'Название статьи 'Россия катится прямиком в ад' неверно, точнее, неверно указано направление. На самом деле Россия возвращается из ада. И если не осознавать того, насколько туго им пришлось в девяностые, то понять все остальное тоже не удастся'.
Из всех проблем, с которыми столкнулась Россия Путина, самой фундаментальной (и наименее разрешимой) является стремительное сокращение населения. Надвигающийся демографический кризис вполне может привести к тому, что к середине века людей будет не достаточно даже для того, чтобы удерживать территорию государства под контролем'.
Население России (в настоящее время - примерно 141 млн. человек) начало сокращаться с момента распада СССР и продолжает сокращаться до сих пор. После 1993 года ежегодная смертность превышала рождаемость в среднем на 840 тыс. чел. К 2030 году россиян останется только 130 млн., а к 2050 - 110 млн.
По словам Уэйна Мерри (Wayne Merry) из Американского совета по внешней политике [некоммерческая организация, занимающаяся распространением в мире рыночных и демократических ценностей и критикой внешнеполитического курса правительства США - прим. пер.], 'Россия уже второе поколение подряд живет в условиях демографического спада, не идущего ни в какое сравнение с процессами старения населения, идущими в западных странах'.
'Последствия этого могут быть ужасными. Например, пик количества призывников для вооруженных сил миновал примерно четыре года назад, а спад будет продолжаться еще по крайней мере два десятилетия. То же относится и к количеству молодых женщин детородного возраста, а, следовательно, каждое из двух последующих поколений просто обречено быть малочисленнее предыдущего'.
Средняя продолжительность жизни мужчин в России не изменилась с начала 1950-х годов. Мужчины в возрасте от 25 до 55 лет в России умирают намного чаще, чем в остальных промышленно развитых странах. Смертность среди лиц в возрасте от 24 до 34 лет превышает аналогичный показатель в США и Канаде в пять раз.
Согласно публикации, недавно появившейся в английском медицинском журнале The Lancet, половина смертей в трудоспособном возрасте вызвана злоупотреблением алкогольными напитками. Вдобавок Россия страдает от эпидемии СПИДа (худшие показатели в Европе), а также от широкого распространения некоторых инфекционных заболеваний, например, туберкулеза.
Вышеперечисленные демографические показатели, безусловно, перевешивают те позитивные изменения, которые произошли в период правления Путина, - главным образом экономические и связанные с имиджем страны за рубежом.
В августе 1999 года, когда Путин возглавил правительство, страна находилась в кризисе. 1990-е годы были эрой господства олигархов, приватизации, беззакония и национального унижения. Кремлевские политики узурпировали власть над экономикой, процветали коррупция и преступность, резко выросла популярность неофашистских движений; наконец, миллионы граждан лишились своих сбережений, поглощенных хаосом так называемых 'реформ'.
Золотовалютные резервы России к тому моменту снизились до восьми миллиардов долларов - и продолжали снижаться. Долг Международному валютному фонду составлял 16,6 миллиардов долларов. В 1998 году страна фактически обанкротилась, объявив дефолт по внутреннему долгу, составлявшему миллиарды долларов.
Теперь, восемь лет спустя, происходит, пожалуй, один из самых резких поворотов в экономической истории России. В результате роста цен на нефть и газ золотовалютные резервы выросли до 406 миллиардов долларов, а в так называемом Стабилизационном фонде находится еще 120 миллиардов.
Зависимость Москвы от МВФ снизилась настолько, что Путин позволил себе обозвать эту крупнейшую международную финансовую структуру 'устаревшей, недемократичной и неуклюжей', а затем призвал к ее реформированию, да еще и пошел против США и Европы, предложив на пост нового директора МВФ кандидатуру Йозефа Тошовского.
Подпитываемая нефтью и газом российская экономика растет впечатляющими темпами уже восемь лет подряд. По разведанным запасам природного газа Россия занимает первое место в мире, а по добыче нефти - второе после Саудовской Аравии. Доля энергоносителей в экспорте страны составляет 60 процентов.
По словам Вестдаля, 'россияне сейчас находятся в несравненно лучшем положении, чем восемь лет назад; Путин вывел страну из состояния беспорядка, отчаяния и позора к надежде, прогрессу и даже какому-то подобию уважения, а это огромное достижение'.
Восстановление экономики позволяет Путину играть мускулами на мировой арене, однако обеспечить россиянам уровень жизни, сопоставимый с уровнем жизни европейцев, он пока не в силах. Даже несмотря на бурный рост последних лет ВВП на душу населения составляет всего 85 процентов от уровня последних советских лет. Даже в Польше и Венесуэле экономика больше, чем в России.
По индексу человеческого развития, в котором учитываются такие показатели, как средняя продолжительность жизни, уровень образования и общий уровень жизни, Россия также не достигла уровня СССР и даже отстает от Кубы.
По словам заместителя директора Московского центра Карнеги Дмитрия Тренина, 'поднимается не столько Россия, сколько цены на энергоносители'.
Энергоресурсы России стали главным источником ее мощи, так же, как в период 'холодной войны' этим источником была Красная Армия. Это означает, что любой катаклизм на мировом рынке энергоносителей может дестабилизировать положение в стране.
'Не хватает инвестиций, технологий, инфраструктуры и производительности' - развивает свою мысль Тренин. 'Кроме нефти, оружия и металлов, России почти нечего предложить мировому рынку'.
С военной точки зрения Россия остается бледным подобием самой себя в советские времена. Вооруженные силы коррумпированы, некомпетентны и в целом неэффективны, боевая техника устарела, плохо обслуживается, а солдатам часто задерживают денежное довольствие. Боевой дух, соответственно, низок, а дезертирства часты.
С распадом СССР российский флот лишился сорока пяти процентов верфей и судостроительных предприятий (многие располагались на черноморском побережье, отошедшем Украине). До сих пор не было предпринято никаких шагов с целью создания альтернативных предприятий или вывода существующих с территории новых независимых республик в Россию.
'Они производят различную технику, однако в плане подготовки личного состава российская армия представляет собой жалкое зрелище' - сообщил Майкл МакФол (Michael Mc-Faul), профессор политологии из Стэнфордского университета. 'Для возвращения былой военной мощи России нужны серьезные реформы'.
Россия находится в мучительном поиске новой идентичности. По словам Тренина, 'современная Россия - это не новый Советский Союз'.
'Необходимо учесть такие факторы, как наличие частной собственности и капитала, открытость границ и полное отсутствие государственной идеологии. Россия - это не вечная империя зла. Капитализма там сейчас больше, чем демократии, но капитализм в итоге приводит к возникновению демократии через становление правопорядка и подъем среднего класса'.
______________________________
Выход России из спячки ("National Post", Канада)
Расчеты Путина и смирение россиян ("Le Figaro", Франция)
Как Путин может потерпеть крах ("The Guardian", Великобритания)