Никто даже не рассматривает возможность того, что пятидесятипятилетний президент России Владимир Путин по окончании своего второго срока красиво уйдет из политики, станет почтенным государственным деятелем в отставке, будет играть в гольф на элитных полях и получать огромные деньги за выступления на спонсорских банкетах. Вопрос не в том, постарается ли Путин продлить свое правление, а в том, каким именно образом он это сделает. Российская конституция запрещает президенту баллотироваться на третий срок подряд - следовательно, меньше чем через год Путину придется уйти с поста президента. Напомним, что конституцию писали для защиты молодых и хрупких демократических институтов России от узурпации авторитарным лидером. Другими словами - для защиты от таких, как Путин.
Многие кремлеведы были встревожены тем, что Путин может воспользоваться своей властью (и популярностью), чтобы переписать конституцию и ввести поправку, позволяющую ему оставаться у власти хоть пожизненно. Другие полагали, что формальные полномочия Путин передаст политику-марионетке и возьмет на себя роль неофициального Великого Правителя, сохраняя контроль над властными структурами. Оба эти исхода представляют смертельную угрозу и без того дышащей на ладан демократичности в путинской России.
Однако Путин выбрал третий путь. Вчера он объявил, что собирается возглавить предвыборный список партии 'Единая Россия' - политического движения, не объединяемого ничем, кроме обожания личности господина президента. Выборы в парламент состоятся в декабре, а победа Путина будет означать то, что он с легкостью может занять пост главы правительства (как это уже было при Ельцине). Если это случится, не только престиж, но и фактическая власть премьер-министра резко повысятся. Путин намекнул также, что теперешний премьер (которым недавно стал мало кому известный Виктор Зубков) вполне может занять его кресло. Таким образом, произойдет обмен должностями, правление Путина продолжится, а буква (жаль, что не дух) конституции будет соблюдена.
Однако игры с высшими государственными должностями - плохая замена настоящей демократии, которую предлагает Гарри Каспаров, бывший чемпион мира по шахматам и глава коалиции 'Другая Россия', выступающей за демократические свободы. Лучшим наследием, которое Путин может оставить своей стране, является законная передача власти по-настоящему, демократически избранному преемнику.
____________________________
Расчеты Путина и смирение россиян ("Le Figaro", Франция)
Как Путин может потерпеть крах ("The Guardian", Великобритания)
Силовая игра Путина с демократией ("The Financial Times", Великобритания)
А теперь следующий фокус: я превращаюсь. . . в премьер-министра ("The Times", Великобритания)