Под нежный щебет птичек Арас Агаларов рассказывает нам, как он пришел к мысли строить загородные дома для сверхбогатых россиян.
Неподалеку рабочие заканчивают отделку большой виллы в неоклассическом стиле, дальше по грязной дороге над рядом из только что посаженных берез возвышается особняк в шотландском баронском стиле.
'Здесь будут жить люди с нормальным социальным статусом, - объясняет г-н Агаларов. - Есть лишь некоторые ограничения. Например, у одного покупателя была афганская пастушья собака. Мы не позволяем держать здесь крупных собак, так что дом я ему продавать не стал'.
'Можете себе представить, - смеется он, - потерять 30 миллионов долларов из-за собаки!'
Г-н Агаларов - девелопер-миллиардер. Кроме того, он человек с мечтой - создать самый престижный загородный поселок в России, если не в мире.
Идея проекта в том, чтобы новая российская элита миллиардеров счастливо жила вместе. Г-н Агаларов называет свой проект утопическим социальным экспериментом, но без бедняков.
'Все эти деревья я посадил, чтобы не было видно вон той деревни', - указывает он через забор на кучку ветхих дач. Поселок располагается в Истринском районе Подмосковья, на равнине в 340 гектаров (850 акров), среди елей и ромашек. Несколько вилл уже закончены.
Одни, с желобчатыми колоннами и орнаментальными капителями, напоминают об античной Греции, другие о героическом Средневековье. Двух одинаковых среди них нет.
В поселке будет поле для гольфа на 18 лунок и частная школа.
Кроме того, там есть 14 искусственных озер, водопадов и минеральных источников, а также пляж со специально привезенным белым песком. Г-н Агаларов планирует построить 150-200 особняков, каждый стоимостью от 10 до 15 миллионов фунтов.
За эти деньги продаются 2000 квадратных метров, бассейн с морской водой и гарантия, что соседи будут людьми правильного сорта. Правильными будут не только люди, но и булыжники: г-н Агаларов нанял американского ландшафтного дизайнера и потратил на камни около 2,5 миллионов фунтов.
Потенциальные покупатели проходят личное собеседование с г-ном Агаларовым. Кроме того, они должны подписать тридцатистраничный документ с согласием следовать собственным, зачастую экстравагантным правилам, установленным девелопером.
Обитателям поселка запрещается развешивать белье, вносить в дом изменения и запускать фейерверки. Кроме того, все охранники изгоняются в маленькие домики на окраине поселка.
'В большинстве семей пять или шесть охранников. Значит, на двести семей - их тысяча', - считает г-н Агаларов.
Мало кто сомневается, что г-н Агаларов сможет продать все дома. Согласно подсчетам журнала Forbes за 2007 год, в России 53 долларовых миллиардера.
Г-н Агаларов занимает в рейтинге Forbes девяносто пятое место, его состояние оценивается в 549 миллионов долларов (266 миллионов фунтов). Сам он намекает, что его реальное состояние превышает 10 миллиардов долларов, и что многие из российских олигархов на самом деле богаче, чем по официальным оценкам.
При Путине разбогатели не только нефтегазовые магнаты, но и некоторые из кремлевских бюрократов с хорошими связями, у многих из них уже есть дома в Кенсингтоне или на юге Франции
Г-н Агаларов согласен, что за 15 миллионов фунтов можно купить приличную недвижимость в другом месте. 'Но если вы хотите жить в Москве, вам придется жить здесь. Мест лучше этого не будет'.
Десять лет назад российские нувориши славились своим пристрастием к роскошным дизайнерским вещам. Не прошло ли это? Г-н Агаларов возражает. 'Все равно дело в производимом впечатлении, - утверждает он, - шоу продолжается'.
Проект будет завершен к 2009 году. Единственное, что мешает осуществиться мечте г-на Агаларова о рае, это деревенька Воронино, граничащая с поселком со стороны реки.
Магнат смог выкупить, чтобы потом разрушить, 14 из 28 домов. Однако, пока владелец дома N54 - ветхого краснокирпичного коттеджа, - отказывается продать его даже за миллион долларов.
'В конце концов, он согласится', - уверен г-н Агаларов.
_____________________________________
Обустраивая землю для олигархов: российский остров для самых богатых ("The Independent", Великобритания)
Рублевские жены ("Wprost", Польша)