Результаты выборов 30 сентября стали неприятной неожиданностью для Виктора Ющенко. Однако, опомнившись от неудачи, он осознал и выгоду своего положения.
Наличие численной фракции Партии регионов в парламенте разрешит Ющенко играть в сдерживание Тимошенко и построение ей противовеса. А свои публичные обещания в пользу демократической коалиции как аргумент Ющенко приводит регионалам.
В сущности, Ющенко разводит обоих оппонентов, используя их взаимное невосприятие себе в пользу и выдвигая все новые и новые требования. Наверху всей этой конструкции Виктор Ющенко видит место для себя в роли арбитра.
На самом деле ситуация качается между двумя вариантами дальнейшего развития событий.
Демократическая коалиция
Это направление наиболее проделанное в публичной плоскости и имеет даже готовых претендентов занять второе и третье по влиятельности кресла на властном Олимпе:
Тимошенко - премьер, Кириленко - спикер
В понедельник состоялось заседание руководящего органа блока "Наша Украина - Народная самооборона" - политсовета. Хотя формального голосования не было, однако другой вариант, кроме коалиции демократических сил, там даже не обсуждался.
Встречу назначили в офисе Александра Третьякова на улице Спасской, где раньше сидел центральный аппарат партии, а теперь остались только кабинеты Вячеслава Кириленко и его служб.
На политсовете было принято первое кадровое решение после выборов - выдвинуть Кириленко в спикеры. Понятно, что речь шла о формате демократической коалиции, поскольку заложенный в ней принцип предусматривал, что "Нашей Украине" отойдет должность председателя Верховной Рады как менее удачному партнеру.
Также было решено инициировать встречу политсовета блока с Ющенко, а также собрать всех будущих депутатов на обсуждение данной ситуации.
Кроме того, политсовет создал две рабочих группы. Одна будет заниматься написанием программы правительства, которую будут согласовывать с Тимошенко, другая группа будет готовить проекты законов.
По информации источников "Украинской правды", условием Банковой является принятие ряда решений сразу после избрания спикера, еще до голосования за премьера.
Так, в первые же дни работы Верховная Рада должна пакетом одобрить нормативные акты, которые касаются избирательных обещаний помаранчевых, а также укрепления власти Ющенко.
Среди прочего, в пакет входит:
- проект закона об ограничении неприкосновенности депутатов (привет американским технологам!)
- изменение или отмена закона о Кабмине, которые должны расширить полномочия президента.
- законодательные изменения, направленные на усиление влияния президента на местном уровне. Губернаторы, которых назначает Ющенко, должны быть наделены правом согласовывать руководителей управлений министерств и ведомств в областях и районах - а сейчас эти решения постановляются исключительно вертикалью правительства.
- проект закона об оппозиции. В последние дни было договорено, что оппозиция может получить немалый перечень должностей: вице-премьера, вице-спикера, руководство специально созданных контрольных комитетов парламента, заместителей министров и заместителей губернаторов, а также представителей в наблюдательные советы государственных монополий и Счетную палату.
- проект закона о регламенте. Сейчас деятельность парламента определяется постановлением самой Верховной Рады, которое делало невозможным вмешательство президента во внутренние процедуры законодательного органа. После принятия закона Ющенко получит новый рычаг влияния на парламент, одобряя или отвергая изменения в регламент через инструмент вето.
Среди прочего, изменения в регламент должны предусматривать применение императивного мандата.
Вообще одним голосованием планируют постановить семь-восемь законов.
Идея Ющенко, которая натолкнулась на недовольство БЮТ - это переподчинения президенту Государственной налоговой администрации и Министерства внутренних дел.
Когда-то Ющенко, будучи экономистом, выступал за то, чтобы налоговая была частью структуры Министерства финансов - то есть ГНАУ относилась к правительственной вертикали. Сейчас, в разгар борьбы за президентскую власть, он пересмотрел собственные взгляды.
Однако, как удалось узнать, настоящее негодование Тимошенко вызвало намерение подчинить президенту МВД - тогда как БЮТ вот-вот собиралась выдвинуть на должность главного милиционера страны Александра Турчинова.
Это кадровое предложение живет еще с 2005 года. Тогда, после помаранчевой революции и перед голосованием
премьера, Тимошенко уговорила Ющенко назначить Турчинова на МВД.
"Я верю Сашке", - говорил тогда Ющенко. Однако, благодаря невероятным усилиям Порошенко, это решение удалось остановить. К игре подключился Мороз, который поддержал идею отправить на МВД Луценко - и, в конце концов, Турчинова переставили на место председателя Государственной налоговой администрации.
Однако Тимошенко на встрече тет-а-тет удалось еще раз убедить Ющенко - он сделал Турчинова главой СБУ. Уже потом были уголовные дела, где фигурировали авторы схемы "РосУкрЭнерго", звонки Третьякова с просьбой не арестовывать нынешнего руководителя "УкрГазЭнерго" Игоря Воронина, заявления Ющенко о его прослушивании...
Теперь и сам Ющенко понимает все риски для себя от присутствия Турчинова на силовом ведомстве.
Во-первых, он помнит пример событий вокруг Генпрокуратуры. Милиция, неподконтрольная президенту, делает его заложником чужой игры. А Турчинов, в отличие от Цушко, в кризисных ситуациях в истерики впадать не будет.
Во-вторых, Ющенко знает, что Турчинов является носителем неопубликованного компромата на него.
Однако ситуация для президента усложняется одним обстоятельством. Как утверждают источники в "Нашей Украине", существует тайный документ с приблизительным названием "Протокол о размежевании сфер влияния" между президентским блоком и БЮТ после выборов, подписанный несколько месяцев назад.
Со стороны "Нашей Украины" его готовили Виктор Балога и его первый заместитель Иван Васюнык, со стороны Тимошенко - она сама и Александр Турчинов.
По этому протоколу, милиция переходила именно в сферу ответственности БЮТ.
Причем нет однозначной информации, делался ли такой протокол с ведома Ющенко, или, как попытки назначения губернатора Днепропетровской области, за его спиной.
Если линию Ющенко относительно подчиненности милиции удастся отстоять, то в игру за Министерство внутренних дел включится и "Народная самооборона", которая будет предлагать Геннадия Москаля.
Это, впрочем, разрушит возможный диалог с Партией регионов - один из ее лидеров Борис Колесников именно Москаля считает организатором его ареста в 2005 году. А еще Колесников приберег на послеизбирательный период изобличения о том, как, по его версии, "фальсифицировалось" уголовное дело против него.
Итак, быть выдвинутой на должность премьера от коалиции - это только половина успеха для Тимошенко. Возможным сценарием есть неудачное голосование за ее кандидатуру, когда лидер БЮТ не досчитается нескольких голосов до 226.
Оппонентам даже не надо особо искать людей, которые бы внезапно заболели в день избрания премьер-министра. Антитимошенковская команда в НУНС составляет, по меньшей мере, 15 человек, начиная с Ивана Плюща и Юрия Еханурова. Поэтому БЮТ будет искать дополнительных партнеров для коалиции, найти которых она может только в блоке Литвина.
Тема кадровых аппетитов экс-спикера до сих пор никем не раскрыта. А сам Литвин оформил отпуск на своей кафедре в Национальном университете Шевченко и поехал в далекие края поправить здоровье после изнурительной избирательной кампании. Именно поэтому на встречу с президентом пришли его заместители.
Широкая коалиция
Переговоры об этом, как и год назад, идут шепотом и без анонсирования в прессе. Этот вариант предусматривает полноценное участие Партии регионов в коалиции, а не предоставление ей прав почетной оппозиции, как это в прессе вырисовал для них Ющенко. Тандем людей, которые должны занять главные руководящие должности в варианте "ширки", также известен:
Янукович - премьер, Плющ - спикер
По словам людей в окружении Януковича, главным условием, на котором они согласились принимать участие в досрочных выборах, было согласие Ющенко создать широкую коалицию.
Кроме того, утверждают источники в штабе регионалов, на переговорах по выходу из кризиса, которые происходили между Ющенко и Януковичем при участии послов США и Германии, озвучивалась формула "послевоенного" сосуществования в Украине: "Тот, кто займет первое место, получит премьера, второе - спикера, третье - широкое право при формировании правительства и комитетов парламента".
Расставаться с властью Партия регионов не настроена. Хотя сейчас ситуация выглядит спокойной, однако штаб Партии регионов готовит оповещение данных о подкупе избирателей со стороны Тимошенко.
Поиск причины, которая бы разрешила назвать результаты выборов сфальсифицированными, может привести к отказу регионалов принимать присягу депутатов. Это и сделает будущий парламент с гипотетической помаранчевой коалицией недееспособным.
Признаки согласия Банковой на широкую коалицию уже за несколько месяцев до выборов были очевидны. Заместителя главы секретариата президента Игоря Пукшина можно было встретить в штабе Януковича на улице Липской, а Виктор Балога проводил ресторанные раунды переговоров с Борисом Колесниковым. Окончательные же сомнения развеяло отсутствие любой реакции со стороны секретариата на переход "Днепрэнерго" под контроль Рината Ахметова.
Однако на что Партия регионов точно не рассчитывала, так это получить такое количество голосов, которого не хватит для создания коалиции.
За неделю до дня голосования руководство штаба уверяло, что социологические опросы гарантируют им 39% на выборах. Презентованная еще в августе стратегия кампании ставила цель набрать 37%.
В итоге неожидаемо низких результатов на выборах 12 руководителей областных штабов оказались в непроходимой части списка - независимо, улучшили они результат в своем регионе или нет.
Итак, попытки Партии регионов подать цифры на табло Центризбиркома как победу выглядят неискренне. На выборах-2007 Янукович набрал на 135 тысяч голосов меньше, чем год назад. Эти потери сопоставимый с результатами в тех областях, где Партии регионов старается закрепиться - так, во всей Киевской области за них проголосовали только 110 тысяч.
Правда, в самом штабе считают, что 100 тысяч у них "украл" мариупольский социалист Владимир Бойко, который неизвестно, за счет чего вдвое увеличил поддержку СПУ сравнительно с кампанией-2006.
Также верхушка Партии регионов успокаивает себя тем, что ухудшение результата за год на 1,6% (или минус 135 тысяч) не такое масштабное, как у "Нашей Украины" (минус 6,7%, или 238 тысяч).
Однако полученный результат может стать серьезным основанием для Партии регионов разобраться в причинах собственной неудачи.
И так же очевидно, что на это никто не отважится, поскольку положить вину на невыполненные предвыборные планы придется на Бориса Колесникова, что означает поднять руку на наиболее влиятельного человека в партии - Рината Ахметова. Партия регионов, в отличие от "Нашей Украины", не способна на самокритику.
А нынешние попытки Партии регионов обвинить БЮТ в фальсификации будут выглядеть неестественно. По большому счету, регионалы вообще не уделяли критического внимания тому, как будут происходить выборы в вотчине помаранчевых. Например, "Наша Украина" платила своим наблюдателям в Ивано-Франковской области по тысяче гривен, тогда как Партия регионов - только 500 гривен.
В том, как штаб Януковича отнесся к вопросу защиты результатов выборов, на самом деле состоит еще одна их ошибка.
Например, они решили не везти наблюдателей из Донбасса, а нанять на Западной Украине из числа местных жителей, стараясь завладеть их добросовестностью за счет денег.
Однако эти люди, хотя и получили удостоверение Партии регионов, однако были солидарны со своими друзьями, которые работали в структурах помранчевых.
В конце концов, в условиях, в сущности, проигранных выборов руководству Партии регионов остается один способ доказать свою эффективность - это взять реванш в послеизбирательных переговорах о создании коалиции.
Сейчас на словах регионалы готовы к широкой коалиции только на условиях премьерства Януковича. Жестом в сторону Ющенко они считают кресло спикера для "Нашей Украины", паритетное деление должностей плюс согласование изменений в Конституцию, которые будет выдвигать президент, и не препятствование их принятию.
Однако в памяти еще есть свежие упоминания о тайных прошлогодних консультациях, которые проводились по доверенности Ющенко. Тогда Партия регионов соглашалась даже отдать кресло премьера Юрию Еханурову - и, очевидно, что сейчас донецкие могут в качестве крайнего козыря согласиться и на это.
В другом случае - в случае устранения от власти - регионалы с серьезным лицом заявляют, что откажутся принимать участие в работе парламента, а это приведет к новым выборам и продолжению работы действующего правительства.
Впрочем, готовность сложить мандаты не выглядит настолько убедительной, учитывая раздор внутри Партии регионов, когда часть людей оказались смещенными от определения генеральной линии.
Зато, что точно не нравится регионалам - это идея Ющенко в условиях коалиции БЮТ и "Нашей Украины" предоставить Партии регионов статус придворной оппозиции, которая должна обеспечиваться должностями вице-премьеров и министров. На самом деле это и есть создание широкой коалиции, только не произнося запрещенное словосочетание вслух. Так же делают, когда, например, в журналах на последних страницах печатают объявления услуг "сауны" или "массажа", и при этом всем понятно, что клиенты ходят туда за другим.
________________________________________________
Украина: проблески надежды ("Le Monde", Франция)
Бледный оттенок оранжевого ("The Guardian", Великобритания)