К какому лагерю принадлежит Николя Саркози? Думали, что он правый, крайне правый, а его уже заносит влево. Не успел добраться до левого берега, как возвращается в центр. Он находится в постоянном движении, как говорит китайская пословица, 'садится на лошадь и скачет во все стороны сразу'. Но по Парижу уже пополз слух, который кочует из одной передовицы в другую: Саркози - неоконсерватор, точно Вам говорю. Неоконсерватор? В тесном мирке СМИ этот вопрос уже решен. Но о чем идет речь? Эта идеология не значится в списке французских учений: неоконсерватизм родом из Америки. Тут возможны удары ниже пояса: если Саркози - неоконсерватор, так, может быть, он не совсем здешний?
Давайте оставим в стороне досужие домыслы, и ограничимся анализом. Кого в США называют неоконсерваторами, и подходит ли Саркози под это определение?
Неоконсерватизм появился в конце 1970-х годов и был в начале течением левых интеллектуалов. На политическом фронте неоконсерваторы в 1980 году стали поддерживать Рональда Рейгана, а затем, в меньшей мере, Джорджа Буша номер два. Принципы неоконсерваторов четкие и жесткие: нет более насущной задачи, чем борьба с тоталитаризмом - вчера с СССР, сегодня с исламо-фашизмом - и бдительного отношения к недемократическим России и Китаю.
Неоконсерваторы считают повсеместное распространение демократии целью - абсолютно идеалистической - внешней и военной политики. В этой борьбе за Добро, незаменимым инструментом является капитализм, потому что он крайне эффективен и неотделим от демократии; неоконсерваторы не утверждают, что капитализм этичен, но они констатируют, что он работает. И, наконец, они считают своей основной задачей защиту иудеохристианских ценностей от искушений современного нравственного релятивизма.
Повсеместная демократия, эффективный капитализм, консерваторские ценности - есть ли это все в 'саркозизме'? Частично, причем в отдельных моментах наблюдаются внушающие тревогу совпадения. Например, жизненный путь Бернара Кушнера очень схож с биографиями Нормана Подгорца (Norman Podhoretz) и Ирвинга Кристола (Irving Kristol), отцов неоконсерватизма, которые тоже сначала были троцкистами, а потом осознали, что СССР является Империей Зла, новым воплощением которой стали Саддам Хусейн, Бен Ладен и Ахмадинежад. Эти 'ястребы'-неоконсерваторы не страшатся войны, поскольку считают, что дипломатическая деятельность не может быть самоцелью; на деле ни Кушнер, ни Саркози не ставят мирные соглашения выше борьбы со Злом. В новой франко-американской оси витает дух неоконсерватизма, но это необязательно должно привести к полному единению.
Является ли экономический 'саркозизм' неоконсерватизмом? Французский президент благоволит капитализму, но без фанатизма; американским неоконсерваторам, как ныне покойному Милтону Фридману (Milton Friedman) или здравствующему Эдварду Прескотту (Edward Prescott) несомненно понравилось бы его восхваление роли труда и ответственности. Но им вряд ли бы пришлась по душе его любовь к 'флагманам' национальной промышленности и атаки на независимость Европейского Центробанка. Согласно теории неоконсерватизма, деньги - это святое и покушаться на них нельзя.
Что же касается волюнтаризма Саркози (я хочу, чтобы экономический рост составил 3 процента) и его яростных нападок на биржевых спекулянтов, то в неоконсерваторских кругах (рупором которых является 'Wall Street Journal'), подобная позиция считается кейнсианской ересью: бесовщиной, к тому же еще и неэффективной.
И, наконец, мы добрались до ценностей. Можно ли сказать, что в данном вопросе Саркози - французский вариант почтенного неоконсерватора? Как и у Рональда Рейгана у него за плечами развод и повторный брак. Но, он - верующий, какой бы ни была его религия, и это - главное: Саркози нравится говорить о белом покрове церквей, окутывающем Францию, и о двухтысячелетних христианских ценностях - это очень по-неоконсерваторски.
Пристрастие Саркози к закону и порядку также соответствует неоконсерваторским нормам. Без ксенофобии. Американские неоконсерваторы - не ксенофобы, они положительно относятся к иммиграции, если она, конечно, легальная. Саркози и Джордж Буш впервые в истории ввели в состав своих правительств представителей этнических меньшинств: мексиканцев и афроамериканцев в Штатах, арабов во Франции. Так что в отношении ценностей Саркози тест на неоконсерватора прошел.
Можно возразить, что 'саркозизм' - это этатизм: французский президент ратует не за минимизацию роли государства в экономике, а за эффективное государство. 'Я здесь, чтобы дело делать, а не цепляться за власть', - говорит Саркози. Но американские неоконсерваторы тоже так считают. После Рональда Рейгана ('Государство не решает проблемы, оно само по себе проблема'), события 11 сентября, а затем борьба против терроризма и обрушившийся на Новый Орлеан ураган Катрина примирили неоконсерваторов, которые вчера еще были в некотором роде анархистами, с обеспечивающим общественную безопасность государством.
Так можем ли мы прийти к заключению, что Саркози действительно является неоконсерватором? Возможно, но по меркам Франции, а не Америки; он провалил экзамен по экономике (правда, его можно и пересдать). Ярлык неоконсерватора повесили на Саркози преждевременно: схожесть между саркозизмом и неоконсерватизмом . . . всего-навсего совпадение, обусловленное духом времени и мировыми тенденциями.
А если абстрагироваться от личностей, то у американского неоконсерватизма есть отличительная черта, коей мы не найдем во Франции: сеть фондов, лобби, газет, издателей, целая идейная инфраструктура, которая работает на благо дела. Таким образом, каждый остается в рамках своих национальных традиций: неоконсерватизм - это догматизм религиозного толка, в то время как 'саркозизм' есть и будет светским прагматизмом.
__________________________________________________
Холодный душ ("Le Monde", Франция)
'Ледяной Путин' ("Le Nouvel Observateur", Франция)
Николя Саркози: новые жесткие условия отношений с Владимиром Путиным ("The Times", Великобритания)
Политика и глянец: Путин против Саркози ("ABC News", США)