Подоплека пятничного визита госсекретаря США Кондолизы Райс (Condoleezza Rice) и министра обороны Роберта Гейтса (Robert Gates) на дачу президента России Владимира Путина на окраине Москвы состоит как в объективной взаимозависимости Соединенных Штатов и России, так и в том, что обе стороны слишком часто стараются ее преуменьшить.
Основная цель визита - разрешение противоречий, возникших вокруг плана правительства Буша установить радиолокационную станцию в Чехии и 10 противоракет в Польше. Администрация заявляет, что центральноевропейский район системы противоракетной обороны, в настоящее время развернутой на Аляске, основывается с целью предотвратить угрозу ракетного нападения со стороны Ирана. В Кремле же боятся, что через некоторое время США нарастят мощность своей системы и направят ее против российского оружия сдерживания.
В этом споре поставлено на карту очень многое, причем не только для США и России, но и для многих других стран. Поэтому то, что между двумя странами происходит диалог на уровне специалистов и высших государственных чиновников - уже положительный результат. Однако для того, чтобы конфликт удалось погасить, обе стороны должны отойти с занятых позиций, продиктованных самообманом, паранойей либо показной политикой.
Соединенные Штаты должны признать, что их система ПРО до сих пор не доказала, что может отличить в космосе реальные боеголовки от ловушек, и должны серьезно рассмотреть предложение Путина о размещении базы на российском радаре в Азербайджане - что, кстати, даст возможность сократить время реакции в случае пуска ракеты с территории Ирана. А Путин, если он хочет, чтобы Америка пошла на уступки по противоракетной обороне в Европе, должен применить все российское влияние, чтобы убедить Иран отказаться от создания ядерного оружия.
Еще до начала переговоров на путинской даче Райс и Гейтс вынуждены были выслушивать от бывшего офицера КГБ, говорившего с прессой, что он надеется, что 'в процессе сложных и многогранных переговоров' США не будут 'форсировать отношения с восточноевропейскими странами'. Путин фактически в очередной раз озвучил тему, благодаря которой заработал немало очков внутри страны. По его словам, США придумали схему с объектом ПРО в Польше и Чехии не ради ответа на иранскую угрозу, а ради того, чтобы окружить и унизить возрождающуюся Россию.
Райс и Гейтсу надо отдать должное: они решили снизить накал риторики.
- То, что нас объединяет - усилия по противостоянию угрозе терроризма и распространения ОМП, - гораздо сильнее, чем все то, что нас разъединяет, - заявила Райс. Гейтс выразился более недвусмысленно: угроза иранских дальнего радиуса действия - общая проблема США и России, сказал он.
По окончании переговоров обе делегации заявили, что контакты были конструктивными и подробными, что не может не радовать. Будем надеяться, что они окажется еще и результативными: для реагирования на наиболее сложные проблемы международной безопасности все более и более необходимым условием становится российско-американское сотрудничество.
______________________________________
России еще предстоит испытать унижение от Ирана ("The Sunday Times", Великобритания)
Америка зря надеется на Россию ("The New York Times", США)
Русская рулетка в иранском вопросе ("The Wall Street Journal", США)