Как можно остаться у власти и не нарушить конституцию, которая обязывает тебя уйти с президентского поста? Таково уравнение, которое российскому президенту Владимиру Путину предстоит решить до марта 2008 года. В это время заканчивается его второй мандат и, согласно Конституции РФ, примером для данного условия которой послужил основной закон США, один и тот же человек не может оставаться на президентском посту более двух сроков подряд.
В условиях классической демократии решение было бы простым. Разные соперники, выдвиженцы политических партий или независимые кандидаты, выстроились бы на стартовой линии, а уходящий президент смог бы высказать свои преференции. Но в Москве все по-другому. Концентрация власти вокруг главы государства - ударение тут нужно сделать на слове 'глава', - экономические интересы, связанные с руководящим кланом, полное отсутствие культуры сменяемости политической власти приводят к тому, что президент и преданные ему люди одержимы лишь одной идеей: любым путем сохранить влияние над делами государства и бизнеса.
Путин публично отверг возможность внесения изменений в конституцию ради своего третьего мандата, даже пожизненного президентства. Он хочет сохранить видимость приличий и производить впечатление 'европейца', а какого-то князька из Центральной Азии.
Уровень его популярность таков (более 80 процентов), что он мог бы безболезненно согласиться на срежиссированные властями настойчивые просьбы организаций не оставлять Россию в неопытных руках. Правда, не исключено, что Путин в конечном итоге дрогнет. Возобновление напряженности на международной арене, война на Кавказе или нужным образом подготовленное общественное мнение после парламентских декабрьских выборов могут стать достойными тому предлогами.
В настоящий момент российский президент и его окружение организуют 'утечки' информации о различных сценариях, основная цель которой - спутать все карты. В конце своего президентского срока Путин сможет контролировать продолжение своего политического курса, заняв должность председателя Конституционного Суда или главы 'Газпрома', настоящего государства в государстве и инструмента вновь обретенного могущества России.
Для того чтобы придать больше достоверности этим гипотезам, до недавнего времени подогревалось соперничество между двумя потенциальными преемниками, Дмитрием Медведевым и Сергеем Ивановым, принадлежащим к ближнему кругу Владимира Путина. Свидетели рассказывают, что Иванов побледнел, когда один из его помощников передал ему записку, в которой говорилось о назначении нового главы правительства, представленного как достойного кандидата на президентских выборах. Сюрприз Владимира Путина зовется Виктор Зубков: он выглядит, как директор колхоза, коим и являлся в советскую эпоху.
Таким образом, последний сценарий передачи власти выглядит следующим образом: Путин становится во главе выборного списка 'Единой России', партия получает более двух третей голосов Думы - что дает ему возможность законным образом вносить изменения в конституцию - устраивает так, чтобы Зубков был избран президентом, правда с более слабыми результатами, чтобы показать, кто в доме хозяин, а сам становится премьер-министром.
На данной стадии, имеют право на существование две гипотезы. Или Путин придаст политической системе больший парламентский уклон, чтобы увеличить полномочия главы правительства, в частности, в отношении вооруженных сил и служб безопасности, являющихся хребтом режима. Или они давно уже договорились, что спустя некоторое время после выборов Зубков уйдет в отставку, из-за проблем со здоровьем, например. Тогда, Путин-премьер становится и.о. президента, как это произошло в конце правления Бориса Ельцина. Затем Путин выставит свою кандидатуру на президентских выборах, и, при полном соблюдении конституции, начнет следующий двухмандатный срок. И станет не пожизненным, но бессрочным президентом.
_______________________________________
'Пролетарии всех стран, извините!': при Путине народ уже не смеется ("Le Monde", Франция)
Холодный душ ("Le Monde", Франция)
Владимир Путин, обожаемый россиянами президент ("Le Monde", Франция)
Путин играет с огнем ("Le Monde", Франция)