Статья опубликована 16 октября 1990 года
_________________________________________
Присуждение Горбачеву Нобелевской премии мира вызывает неоднозначные отклики. Впрочем, как сообщает Times, у москвичей есть более насущные темы для обсуждения
Вчера стало известно, что Нобелевскую премию мира за 1990 г. получит президент Горбачев - за вклад в демократизацию Восточной Европы. Он стал первым главой коммунистического государства, удостоенным этой награды со времен ее учреждения в 1901 г.
Но если Запад воспринял эту новость с восторгом, то на родине лауреата она вызвала совершенно иную реакцию - от равнодушия до оскорблений. Так, многие ветераны 'холодной войны' - в том числе Маргарет Тэтчер и президент Буш - поздравили Горбачева с тем, что он осуществил то, к чему так долго стремился Запад: демонтаж советской империи. Однако простые советские люди, живущие в стране, чья экономика находится на грани хаоса, не связывают это награждение с какими-то позитивными переменами в их повседневной жизни. Среди недовольных граждан, собирающихся в кучки у редакции 'Московских новостей' на Пушкинской площади, и во всю мощь легких пропагандирующих свои рецепты избавления мира от всех бед, не было заметно ни малейшего намека на гордость и радость от того, что премия мира досталась лидеру их страны.
И дело здесь не в том, что кто-то не одобряет внешнюю политику Горбачева, или даже сомневается, что он внес вклад в дело мира во всем мире: просто люди настолько возмущены его внутриполитическими провалами, что думать о другом у них просто не хватает сил. Всеобщее разочарование отразилось в ремарке пресс-секретаря Министерства иностранных дел Геннадия Герасимова, заметившего по этому поводу: 'Не стоит забывать, что речь уж точно не идет о Нобелевской премии по экономике'.
Впрочем, что бы ни случилось в дальнейшем, своими достижениями мирового масштаба г-н Горбачев более чем заслужил не только Нобелевскую премию мира, но и благожелательного вердикта самой истории.