Во время визита в Москву госсекретаря и министра обороны США они с президентом Владимиром Путиным забыли обсудить один вопрос. Тот самый вопрос, который волнует большинство простых россиян, а именно - стремительный рост цен на продукты питания.
Кондолиза Райс и Роберт Гейтс рассуждали о ядерных амбициях Ирана, убеждали Путина вместе с США и их европейскими союзниками провести через ООН жесткие антииранские санкции. Путин на это холодно ответил: дескать, я не видел никаких доказательств, что Иран пытается обзавестись ядерной бомбой.
Обсуждались планы США развернуть сложную систему раннего оповещения и построить ракетную базу, чтобы сбивать иранские ракеты. Путин ясно дал понять, что идея эта ему не по нраву. Встречное предложение Путина звучало так: давайте используем уже существующие радары в Азербайджане, благо они расположены гораздо ближе к Ирану. Но американские военные эксперты уже отвергли эту идею как неадекватную.
Шла речь и о предполагаемом прекращении участия России в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе 1989 года - а договор этот был одним из ключевых соглашений, ознаменовавших конец 'холодной войны'. По его условиям ограничивалось количество войск и вооружений, которые странам-участницам разрешается разворачивать вдоль старой границы между странами НАТО и бывшего Варшавского договора.
Затронули и вопрос будущего Путина как политика, и вопрос прав человека. Райс встретилась с российскими правозащитниками, после чего заметила, что централизация власти в Кремле, по ее мнению, чересчур высока.
Короче говоря, если не принимать во внимание кратких взаимных заверений в готовности сотрудничать по вопросам борьбы с терроризмом, саммит сильно отдавал душком старых недобрых времен Советского Союза. В воздухе пахло недоверием и взаимными подозрениями. Российские генералы вполголоса бормотали, что американская политика, дескать, 'приближает ядерную войну'.
Ясно, что администрации Буша не удалось наладить отношения с Россией, несмотря на то, что при первой встрече в Любляне в 2001 году Буш якобы 'заглянул Путину в душу' и нашел в нем собрата по вере и дипломатического партнера.
Наверное, нормальные отношения с Россией были невозможны с самого начала. Ведь Путин раньше работал в КГБ, к тому же он - патриот России и хочет возвращения своей стране статуса сверхдержавы. Да он никогда и не скрывал своей неприязни к однополярному состоянию мира с США в качестве единственного полюса силы. Не скрывал Путин и своего желания восстановить порядок в сползавшей к концу правления Ельцина в анархию стране старым, проверенным методом - восстановив сильное государство и сконцентрировав в Кремле как всю полноту власти, так и право по собственному разумению толковать, в чем заключаются национальные интересы России.
Придя к власти, Путин незамедлительно продемонстрировал, что это означало на практике, а именно - силовой подход к управлению олигархами, непомерно разбогатевшими на приватизации природных ресурсов в ранние ельцинские годы. В придачу к этому - жесткое противостояние политике Буша по таким ключевым направлениям, как прекращение участия в договоре об ограничении систем противоракетной обороны 1972 года и прием в НАТО бывших членов Организации Варшавского договора и бывших советских республик (Эстонии, Латвии и Литвы).
Администрации Буша было и так нелегко смириться с этим. А тем временем бурный экономический рост в Китае и Индии вызвал резкий рост спроса на нефть - как раз тогда, когда из-за войны с Ираком взлетели до небес цены на энергоносители, а из-за неудачной оккупации упало производство. К огромному удовольствию Путина, цены на нефть становятся все выше и выше, а Россия - все богаче и богаче. Выплата пенсий и повышение зарплат из нефтяной выручки позволили Путину сохранить популярность, а заодно провести модернизацию стратегических вооружений, порадовав генералов.
В последние пять лет ежегодный рост военных расходов России составлял двузначную цифру (хотя изначально эти расходы были крайне низки). Вкладываются значительные средства в разработку новых вооружений, в том числе системы 'Тополь-М', предназначенной для преодоления стратегических оборонных систем США, а также противоракетной системы С-400. В 2007 году расходы на оборону составили 32,4 миллиарда долларов (наивысший показатель после распада СССР; в 2001 году на оборону было потрачено в четыре раза меньше).
В этом году российский бюджет разросся неимоверно. Минимальная зарплата, оклады государственных работников, содержание военных и пенсии выросли на пятнадцать процентов. 6,4 миллиарда долларов выделены на программы здравоохранения и повышения рождаемости, 3 миллиарда - на образование (на две трети больше, чем годом раньше), в том числе внедрение новых технологий в школах и надбавки к учительским зарплатам. Отрасль жилищного строительства получила дополнительно 17 миллиардов (на 30 процентов больше, чем в прошлом году), включая займы на строительство новых домов, государственную ипотеку и субсидии молодым семьям. Недавно созданный сельскохозяйственный банк получил 1,7 миллиардов, крестьяне получили субсидии на возвращение долгов, и еще осталось 100 миллиардов долларов, ушедшие в общенациональный инвестиционный фонд.
Но, несмотря на приток иностранных инвестиций и нефтедолларов, россияне начали замечать червоточинку в свалившемся на них изобилии. Простые россияне опасаются инфляции - а по данным государственных органов она может достигнуть десяти процентов уже в этом году. Цены на некоторые продукты питания поднялись на тридцать процентов. По данным опроса фонда 'Общественное мнение', 68 процентов россиян из-за высоких цен вынуждены прекратить покупать те или иные продукты.
К сожалению, приехавшие к Путину американские политики даже не заикнулись об этой проблеме - а надо было это сделать, и не потому, что это ослабило бы чересчур сильные дипломатические позиции России, а потому, что рост цен в России является прямым следствием кризиса низкокачественных ипотечных кредитов в США. Центробанк России, пытаясь предотвратить кризис нехватки кредитов, непрерывно вливает на рынок ликвидные средства. Подобный кризис, случись он на самом деле, мог бы поставить под удар и российскую экономику, и все наследие путинского периода в более широком смысле.
Не будем забывать о случившемся в 1998 году крахе рубля, когда содрогнулась вся мировая финансовая система. Очередной кризис рубля вкупе с глобальными проблемами с ликвидностью и падающим долларом - весьма плохие новости для мировой экономики.
Итак, раз госсекретарь и министр обороны США съездили в Россию так неудачно, то теперь, наверное, нужно отправить туда министра финансов Генри Полсона, который лучше понимает, что превращение России в часть глобальной экономической системы - это то и есть то, благодаря чему 'холодную войну' можно считать законченной. А в том, что касается желания поддерживать этот статус-кво, Буш и Путин практически едины.
__________________________________________
Россия: Там, где капитализм превыше демократии ("The Financial Times", Великобритания)
Россия на удивление устойчива ("The Financial Times", Великобритания)