Oct 22, 2007 Issue
Несколько месяцев назад бывший помощник президента России Владимира Путина заметил в неофициальном порядке, что российская элита опьянела от запаха нефти и газа. Незадолго до этого богатый государственный концерн "Газпром" попытался приобрети британскую энергетическую компанию и успешно осуществлял свой план по установлению контроля над европейскими трубопроводами и газовыми терминалами. Россия продолжала активно строить трубопровод Nord Stream, который, пройдя по дну Балтийского моря, должен позволить ей поставлять газ непосредственно в Европу в обход трубопроводов на территории Украины и Польши. А политические лидеры Центральной Азии встали на сторону Кремля, согласившись с тем, что весь энергетический экспорт в Европу должен идти через Россию, а не Каспийское море и Турцию. Короче говоря, Россия становилась все сильнее и использовала свои колоссальные ресурсы для реализации геополитической программы.
Но Кремль перегнул палку. Его высокомерие и агрессивность вызвали тревогу во всем мире. Европейский Союз начал давать отпор, тем самым, несколько охладив пыл Путина. Удача стала отворачиваться от него после того, как в мае президентом Франции был избран Николя Саркози. Сотрудничество с Россией было фирменным знаком его предшественника Жака Ширака. Но Саркози дал понять, что намерен изменить характер этих отношений, устроив теплый прием президенту Украины и высказав озабоченность ухудшением ситуации с правами человека в России в ходе визита в Москву на прошлой неделе. Аналогичный сдвиг совершил и ЕС. Напуганный риторикой Путина и беззастенчивым использованием энергоносителей в качестве политического оружия против Украины в 2005 г. и Белоруссии в 2006 г., в сентябре ЕС принял новые правила, по которым иностранным фирмам будет запрещено владеть европейскими системами распределения и компаниями потребительского рынка. Кроме того, после многолетних дискуссий европейские лидеры договорились о создании трубопровода, по которому в обход России (и Ирана) газ из Азербайджана и Центральной Азии пойдет напрямую в Европу. В то же время, реализация российского проекта Nord Stream идет медленнее, чем ожидалось - благодаря крохотной Эстонии, которая громко заявила о своем суверенитете и запретила России исследовать свой балтийский шельф.
Авторитет Путина основан на том, что он сумел распространить сферу влияния России на многие страны Восточной Европы и Центральную Азию. Но и оно быстро сокращается. В сентябре прозападные 'оранжевые' силы получили большинство мест в парламенте Украины и формируют новое правительство, которое будет укреплять связи с НАТО и ЕС. На этой неделе Украина и ее соседи договорились о создании нового маршрута для транспортировки нефти в обход России, который откроет странам Центральной и Восточной Европы новый важный источник энергоносителей. Вскоре вновь заявит о себе Польша, главный критик России в ЕС. Некоторое время назад, когда в правящей правой коалиции разразился скандал, польская политика сосредоточилась на внутренних проблемах. Резкие антигерманские и антиевропейские выпады братьев-близнецов Леха и Ярослава Качиньских (соответственно, президента и премьер-министра) привели к новому спаду в отношениях посткоммунистической Польши с Европой. Новейшие опросы показывают, что выборы 21 октября приведут к созданию коалиционного правительства, в котором ключевую роль будут играть проевропейские центристы, выступающие за свободный рынок и способные исправить отношения с Западной Европой. В сторону Запада, возможно, движется даже Туркменистан. После 16 лет жестокой диктатуры новый президент страны Гурбангулы Бердымухамедов (усердно обхаживаемый британскими дипломатами) заявил о том, что его страна заинтересована в создании маршрутов экспорта туркменских энергоносителей в обход России.
В краткосрочной перспективе эти шаги разозлят Россию. Но если Россия станет нормальным миролюбивым государством, то ее лидерам придется по-новому, реалистически взглянуть на место страны в глобальной экономической системе. В конце концов, Россия на 20 процентов обеспечивает годовую потребность Западной Европы в энергоносителях и так же зависит от поступающей оттуда прибыли, как Европа зависит от российских нефти и газа. Возможно, если бы россияне это осознали, то они начали бы сопротивляться авторитарному дрейфу президента Путина, последовав примеру своих соседей.
Адриан Каратницкий - бывший президент Freedom House, старший научный сотрудник Атлантического Совета США.
_________________________________________
Русские нас скупают ("Tygodnik Powszechny", Польша)
Адриан Каратницкий: Избежать железной энергетической хватки Путина ("The Washington Post", США)