Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Пусть Иран выбирает: полеты за рубеж или атомная бомба

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Еще до этой задержки, в сентябре, иранский президент Махмуд Ахмадинежад в ходе визита в США повел себя крайне вызывающе, заявив в связи с попытками убедить его страну отказаться от работ по обогащению урана, что 'этот вопрос исчерпан'. Россия продолжает трактовать все сомнения более чем в пользу Ирана

October 16, 2007 Tuesday

Об идее 'воздушного бойкота' стоит подумать всерьез

Сегодня, когда госсекретарь Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) обвиняет тегеранский режим во лжи по поводу его ядерной программы, пришло время рассмотреть вопрос о резком сокращении авиасообщения между Ираном и остальным миром. Этот шаг наглядно продемонстрирует, что международное сообщество всерьез намерено не допустить, чтобы Тегеран создал ядерное оружие. В среду Великобритания, Германия, Китай, Россия, Соединенные Штаты и Франция начнут новый раунд дискуссий относительно ужесточения санкций ООН против Ирана. Совет Безопасности должен рассмотреть этот вопрос в ноябре; ранее все усилия в данном направлении срывались из-за противодействия России и Китая.

Еще до этой задержки, в сентябре, иранский президент Махмуд Ахмадинежад в ходе визита в США повел себя крайне вызывающе, заявив в связи с попытками убедить его страну отказаться от работ по обогащению урана, что 'этот вопрос исчерпан'. Россия продолжает трактовать все сомнения более чем в пользу Ирана. В прошлую среду президент Владимир Путин заявил на пресс-конференции: у Москвы 'нет данных, говорящих о том, что Иран стремится к производству ядерного оружия'. На следующий день госсекретарь Райс заметила в этой связи, что 'Иран уже долгое время умышленно запутывает этот вопрос и даже лжет' инспекторам из МАГАТЭ.

Поскольку Иран явно пребывает в уверенности, что с помощью Москвы и Пекина сможет избежать более жестких санкций, пришло время - в качестве альтернативы военной акции - усилить на него давление на новом, весьма 'заметном' направлении. Соединенные Штаты ввели санкции против Тегерана более двадцати лет назад. В 1984 г. Госдепартамент назвал Иран государством, поддерживающим терроризм, в результате чего был введен контроль над экспортом в эту страну продукции 'двойного назначения', а также запрет на экспорт военного оборудования, двустороннюю помощь и финансовые операции. В соответствии с Законом о режиме нераспространения в отношении Ирана и Ливии (Iran-Libya Nonproliferation Act) американские власти могут запрещать деловые операции в США иностранным компаниям, поставляющим Ирану материалы, связанные с ядерной отраслью.

Однако большинство введенных санкций действует абсолютно незаметно для общественности; они затрагивают лишь банкиров и потенциальных экспортеров-импортеров. Приостановка прав национальной компании Iran Air на посадку в зарубежных аэропортах, поставок ей запчастей и технического обслуживания, напротив, стала бы радикальным шагом, на который не смогут не обратить внимания ни иранская общественность, ни правящий клерикальный режим. Он продемонстрирует иранскому народу и всему миру, что стремление г-на Ахмадинежада обзавестись ядерным оружием, его призывы к уничтожению Израиля и угрозы другим соседним странам превратили Тегеранский режим в международного изгоя, против которого вводится 'карантин'. Бойкот еще больше усилит разочарование иранского общества - особенно среднего класса и деловых кругов - неспособностью г-на Ахмадинежада улучшить экономическую ситуацию в стране. Если Iran Air окажется 'прикованной к земле', это со всей остротой высветит необходимость выбора между здоровым прагматизмом и идеологическими целями властей.

Для введения 'воздушного бойкота' Евросоюзу и другим странам достаточно приостановить права Iran Air - он совершает прямые рейсы в полдесятка европейских городов - на посадку на своей территории. Кроме того, можно было бы ужесточить политику в плане отказа от предоставления запчастей для всех самолетов Iran Air, совершающих международные рейсы, и экспортного контроля, чтобы 'отсечь' дилеров с черного рынка. Запад мог бы также отказаться от технического обслуживания иранской компании (в прошлом Германия и Франция предоставляли подобные услуги для пассажирских самолетов Iran Air). США и Евросоюз должны выступить с предупреждением: каждый, кто летает самолетами Iran Air, делает это на собственный страх и риск. К такому же шагу стоило бы побудить страховые компании: это усилит эффективность ограничения полетов.

В случае необходимости Соединенные Штаты могут воспользоваться двумя давно уже действующими законодательными актами, дающими властям полномочия приостанавливать право на посадку на территории страны в отношении авиакомпаний, осуществляющих рейсы в аэропорты, ненадежные с точки зрения безопасности. Закон о международном сотрудничестве в сфере безопасности и развития (International Security and Development Cooperation Act), принятый в 1985 г., уполномочивает власти США на проведение инспекций в аэропортах, где существует высокая степень риска в плане безопасности международных рейсов, а также там, где их 'сочтет целесообразными' министр транспорта.

Раздел 551(e)(2) позволяет отозвать права на посадку в США у тех перевозчиков, что продолжают использовать эти аэропорты. Кроме того, статья 11552 Федерального закона об авиации позволяет отказать в обслуживании самолетам любой страны, помогающей террористическим организациям, чьи действия угрожают воздушному сообщению. Стоит напомнить, что Иран оказывает поддержку 'Хезболле', члены которой в 1985 г. захватили самолет компании TWA, выполнявший рейс ? 847, и убили находившегося на борту водолаза ВМС США.

Для начала правительство США могло бы запросить разрешение на проверку систем безопасности в Тегеранском аэропорту. Если Иран откажется его предоставить, это послужит основанием для занесения аэропорта в 'черный список'. Некоторые европейские страны поначалу, возможно, отнесутся к этой идее без энтузиазма, но для них же будет лучше разобраться с вопросом о правах на посадку сейчас, чем в будущем столкнуться с перспективой военного конфликта с Ираном. Краткосрочные соображения, связанные с прибылью и удобством, не должны перевешивать аргументов о реальной опасности, связанной с появлением у иранских клерикалов ядерного оружия.

Возможно, ввести стопроцентный 'воздушный бойкот' против Ирана не удастся, но эта идея несомненно заслуживает изучения в качестве способа продемонстрировать иранцам, что мы всерьез воспринимаем проблемы, которые создают их лидеры. Сегодня, когда режим Саддама Хусейна пал, Иран представляет собой настолько мощную региональную державу, что для самозащиты ядерное оружие ему просто не нужно. Если иранцы по-прежнему хотят, чтобы их самолеты летали за рубеж, им стоит об этом задуматься.

Майкл Б. Крафт - бывший сотрудник госдепартамента, занимавшийся вопросами антитеррора, а ныне консультант. Брет Уоллес - координатор исследовательского проекта в Международном центре по изучению терроризма

________________________________

Иран-Россия: Тяжелое прошлое просто так не отбросишь ("The Guardian", Великобритания)

Россия оставляет за собой последнее слово ("The New York Times", США)

Америка зря надеется на Россию ("The New York Times", США)

России еще предстоит испытать унижение от Ирана ("The Sunday Times", Великобритания)