Информации об авиаударе, который в сентябре нанес Израиль по территории Сирии, появляется все больше, но в мире по этому поводу царит полная тишина. ООН, скажем, не отреагировала на это даже недовольным писком. Как понимать это красноречивое молчание?
Неужели международное сообщество осознает, что с появлением у Сирии ядерного оружия обстановка в мире станет тревожно-нестабильной, и даже опасной? Если это так, то Ирану, пожалуй, стоит пересмотреть свои ядерные амбиции.
Сразу после того, как 6 сентября группа американских F-15, состоящих на вооружении израильских ВВС, нанесла удар по Сирии, сообщения об этом носили отрывочный характер. Собственно, было неясно, состоялся ли этот налет вообще.
Некоторые гадали: может быть израильтяне хотели уничтожить партию оружия, прибывшую из Тегерана для ливанских террористов из 'Хезболлы'.
В сообщениях из Дамаска с чисто ближневосточной бравадой утверждалось, что сирийские военные выставили нарушителей за пределы своего воздушного пространства, и на том дело и кончилось. BBC этот инцидент настолько поставил в тупик, что она могла лишь констатировать - случившееся 'окутано тайной в несколько слоев'.
Через несколько дней, однако, появилась версия о том, что Израиль нанес удар по некоему строящемуся объекту, предназначенному для изготовления оружейных ядерных материалов - оборудование Дамаску, возможно, передали северокорейцы.
Но и после этого мы не услышали слов осуждения со стороны международного сообщества. Да, Пхеньян выразил протест. Но с таким же успехом взломщик мог бы жаловаться в полицию, что кто-то украл у него награбленное добро. ООН - как правило она резко критикует Израиль при малейшем нарушении правил 'международного этикета' - на сей раз, по сути, отмолчалась.
Даже сирийский правящий режим не поднял особого шума - как будто ему было что скрывать. Если же из Дамаска и звучали какие-то заявления, то они лишь запутывали дело. Так, президент Башар Ассад (Bashar al-Assad) утверждал, что израильтяне в ходе сентябрьского налета лишь разбомбили заброшенное сооружение военного назначения.
Затем, через месяц с лишним, Jerusalem Post сообщает: постпред Сирии при ООН подтвердил, что удар действительно был нанесен по ядерному объекту. Но буря возмущения в связи со столь вопиющим актом агрессии опять же не разразилась.
ООН, чуть ли не автоматически осуждающая Израиль даже тогда, когда он несомненно действует в целях самообороны, ликвидируя террористов, сейчас по непонятной причине не дает себе труда подготовить и поставить на голосование резолюцию с критикой в адрес правительства Эхуда Ольмерта (Ehud Olmert).
Что же касается Дамаска, то его официальная реакция ограничивается заверениями, что 'таких объектов в Сирии нет'; режим по-прежнему ведет себя так, будто хочет спустить все происшедшее на тормозах. Израиль, возможно, и сдерживает понимающий смешок, но остается 'над схваткой', предпочитая, чтобы его действия говорили сами за себя.
Пожалуй, в этой ситуации мы поймем Иран, если он начнет чувствовать себя несколько одиноко - даже несмотря на визит российского президента Владимира Путина и его слова поддержки в адрес ядерной программы тегеранского клерикального режима. Если мир готов закрыть глаза на то, что Израиль уничтожает вероятные ядерные объекты в Сирии, он несомненно поступит точно так же, когда Израиль - или другая держава, не забывшая, что такое принципиальность - нанесет удар по иранским ядерным объектам.
Если превращение Сирии в ядерную державу внушает тревогу, то атомное оружие у Тегерана представляет куда большую опасность. Представьте себе, на что способны фанатики-исламисты, такие как президент Махмуд Ахмадинежад (Mahmoud Ahmadinejad) и иранские аятоллы, и без того не дающие покоя ближневосточному региону, - да и не только ему - появись у них возможность для ядерного шантажа.
Ахмадинежад уже заявлял, что Израиль - единственная страна в регионе, помимо нарождающегося нового иракского государства, где власть избирается демократическим путем - должен быть уничтожен. Именно этот человек в прошлом году намекнул, что он бы только приветствовал некий мировой катаклизм, способный ускорить пришествие 'двенадцатого имама' - некоторые мусульмане верят, что этот шиитский Мессия вернется в конце времен, чтобы утвердить на Земле 'золотой век' гегемонии ислама и законов шариата.
Вместе с атомным оружием Тегеран, постоянно игнорирующий резолюции ООН, обретет могущество, которое позволит ему господствовать в одном из самых стратегически важных регионов мира. Более того, он окажется в состоянии превратить в пепел миллионы людей и разжечь пламя войны, способное поглотить немалую часть планеты.
Хоть одного разумного человека устроит подобная перспектива?
В среду на пресс-конференции президент Буш заметил: 'если вы заинтересованы в предотвращении третьей мировой войны', нельзя допустить, чтобы Иран 'приобрел знания, необходимые для создания ядерного оружия'.
Это предостережение абсолютно справедливо, но помешать Тегерану получить эти 'знания', пожалуй, уже поздно, а дипломатическими методами возникшую угрозу вряд ли устранишь. Единственный оставшийся у цивилизованного мира выход - ответить на нее нецивилизованным способом: военной акцией. И если мы правильно понимаем ситуацию, то даже те, кто считает себя 'цивилизованнее' всех остальных, готовы позволить, чтобы тегеранский режим получил по заслугам.
______________________________________
Путин умиротворяет Тегеран ("Haaretz", Израиль)
Провальные переговоры в Москве ("The Washington Times", США)
Иран-Россия: Тяжелое прошлое просто так не отбросишь ("The Guardian", Великобритания)
Россия оставляет за собой последнее слово ("The New York Times", США)
Америка зря надеется на Россию ("The New York Times", США)
России еще предстоит испытать унижение от Ирана ("The Sunday Times", Великобритания)