Президент Буш нанес достаточно большой ущерб собственной репутации, когда в начале своего срока неправильно оценил российского руководителя Владимира Путина, а затем долгие годы отказывался признать факт сползания России к авторитаризму. А теперь вместо того, чтобы признать свои ошибки, Буш, похоже, решил свалить всю вину на народ России - но такими действиями он подрывает главные постулаты своего президентского правления.
Буш на протяжении шести лет утверждал, что ни одна страна, ни одна культура и ни одна религия не является чуждой демократии. Он делал выговоры экспертам, утверждавшим, что 'азиатские ценности' исключают идеи самоуправления. В качестве доказательства он отмечал, что Япония, а вслед за ней и многие другие страны опровергли их теории.
Он критиковал экспертов, говоривших о несовместимости демократии и ислама, приводя пример опровергшей их оценки Турции. 'Ни одна нация не владеет исключительными правами на демократические устремления, и ни одна нация не обладает иммунитетом против таких устремлений', - уверенно заявил он в своем первом послании конгрессу 'О положении в стране' после терактов 11 сентября 2001 года. В 2004 году, выступая перед выпускниками академии ВВС, он сказал, что 'люди любой культуры разделяют эти представления о достоинстве и свободе, потому что свобода не является изобретением западной цивилизации, свобода - это глубочайшая потребность и надежда всего человечества'. В своем втором инаугурационном обращении Буш поднял на смех тех, кто 'сомневается в глобальной притягательной силе свободы'.
Но выступая в среду на пресс-конференции в Белом Доме, Буш подверг сомнению все сказанное ранее, заявив, что он не уверен 'в возможности перепрограммировать основу российской ДНК, заключающуюся в централизации власти'. Это заявление стало слепком с самых ленивых представлений детерминистов от культуры, которые говорили, что Южная Корея никогда не будет демократическим государством из-за своей приверженности конфуцианству - и оказались неправы. Эти же деятели утверждали, что и Индонезия никогда не будет демократическим государством из-за своей мусульманской религии - и тоже ошиблись. А сегодня они говорят, что России никогда не удастся уйти от своей истории царизма и рабства.
Докажет ли когда-нибудь Россия ошибочность утверждений таких экспертов? Никто не может сказать этого наверняка. Однако будет резонно заметить, что на протяжении десятилетия после падения коммунизма Россия делала пусть несовершенные, но впечатляющие шаги в деле развития свободной прессы, создания активной политической среды, государства с системой сдержек и противовесов и совершенствования гражданского общества. А затем Путин, за душу которого, как всем хорошо известно, поручился Буш, сознательно решил повести страну в ином направлении - в том, которое было созвучно его кагэбэшному прошлому. А Буш и его советники по вопросам внешней политики отрицали эту тенденцию еще долго после того, как она стала очевидна практически для каждого.
Говоря сегодня о сползании России в неосоветское прошлое, и утверждая, что это нечто генетическое, Буш пытается реабилитироваться. Но это не самое худшее; в конце концов, его влияние даже при самых лучших обстоятельствах ограничено. Хуже другое. Размышления Буша о российской ДНК служат оправданием действий Путина по удушению свободы. А самое худшее заключается в том, что Буш, когда-то бросивший на произвол судьбы сторонников демократии в Египте, которых он раньше поддерживал, сегодня своими пренебрежительными заявлениями о русской наследственности предает тех россиян, которые боролись и приносили жертвы (и будут когда-нибудь это делать снова), чтобы дать своей стране 'достоинство и свободу'.
____________________________________
Проблема под названием 'Россия' ("Stratfor", США)
Путин спас Россию от катастрофы ("The Times", Великобритания)