Владимир Путин дает понять, что после ухода с поста он может возглавить 'Единую Россию'. Это позволит укрепить его контроль над страной и превратить партию в новый оплот политического влияния
Встреча с Владимиром Путиным стала самым волнующим моментом в жизни Елены Лакшиной. Тридцатипятилетняя текстильщица из поселка Родники к северу от Москвы стала одним из трех рядовых членов 'Единой России', удостоившихся чести заседать в президиуме партийного съезда вместе с почетным гостем - президентом Путиным. 'Когда я его [Путина] увидела, я собственное имя позабыла, я вся задрожала, - вспоминает Лапшина. - Он для меня больше, чем отец. Он мой вождь, мой кумир'. На глазах у 2000 делегатов она обратилась к Путину со страстным призывом: 'Прислушайтесь к чаяниям миллионов россиян. Ведите нас дальше к светлому будущему!' Ответ Путина, сохранявшего на лице характерную застенчивую улыбку, заставил зал взорваться громом аплодисментов: он подумает над тем, чтобы после ухода с поста президента в марте будущего года возглавить 'Единую Россию' и остаться у власти в качестве премьер-министра.
После путинского демарша 'Единая Россия' мгновенно превратилось в нечто большее, чем просто политическая партия. Поскольку именно ее Путин с союзниками избрали инструментом для консолидации собственной власти, она теперь заслуживает называться Партией с большой буквы, подобно приснопамятной КПСС - чем-то средним между государственным органом и частным клубом правителей страны. 'Путин фактически останется у власти на третий срок, - горделиво замечает Вячеслав Володин, секретарь президиума Генерального совета партии. - А поскольку он станет нашим лидером, мы будем реальным центром власти'.
Конечно, между 'Единой Россией' и советской компартией есть некоторые различия. Так, в КПСС состояло 20 миллионов человек, она имела ячейки на каждом предприятии и в учреждении, контролировала назначения на любые сколько-нибудь значимые должности - от примы-балерины до бригадира маляров. 'Единой России' с ее 1 миллионом 600 тысячами членов до такой массовости очень далеко. Кроме того, прежняя 'партия с большой буквы' отличалась крайним доктринерством, надзирая за поведением граждан и раздавая им наставления о чем угодно - от круга чтения до личной гигиены. Что же касается 'Единой России', то ее основополагающая политическая платформа по сути сводится к 'плану Путина' - призванному, по словам связанного с Кремлем политолога (и члена 'Единой России') Сергея Маркова, 'сделать страну сильной, богатой и независимой'.
Впрочем, это только начало. 'Единая Россия' планирует перестроиться по образу и подобию прежней Партии, обзавестись собственной идеологией, массовой молодежной организацией, и, в конечном итоге, добиться монополии на власть и карьерный патронаж. 'Наша самая приоритетная задача - спасти российскую цивилизацию, - подчеркивает Андрей Воробьев, возглавляющий ЦИК 'Единой России', - не позволить западному влиянию засорить наш язык, не позволить модным теориям и другим внешним воздействиям нанести ущерб суверенитету России'. Если же говорить о конкретных делах, то Дмитрий Орлов из связанного с Кремлем Центра политических технологий представил делегатам съезда список 'знаковых' задач, которые необходимо выполнить на пути России к величию. В нем, в частности, значились: 'пилотируемый полет на Луну к 2012 г., проведение зимней Олимпиады в Сочи в 2014 г., выход на пятое место в мире по объему ВВП к 2020 г., полет на Марс к 2025 г.'.
Уже сегодня всякий, кто не лишен политических амбиций, состоит в 'Единой России'. Среди ее членов - более 60 региональных губернаторов из 89 и почти все мэры российских городов. И хотя три из четырех крупных партий, представленных в Думе, поддерживают Путина, политики вроде Геннадия Гудкова - депутата парламента и члена 'Справедливой России' - опасаются, что 'единороссы' просто сметут с дороги все другие политические организации. ''Единая Россия не признает оппонентов', - утверждает он. Гудков жалуется, что двое активистов его партии лишились работы в органах местного самоуправления, потому что выбрали 'не ту' политическую организацию. По его словам, мэры Ставрополя и Самары, также входящие в 'Справедливую Россию', лишаются федерального финансирования, поскольку на их должности претендуют 'единороссы'.
Молодежный филиал 'Единой России' под названием 'Молодая гвардия' представляет собой, по словам его лидера Ивана Демидова, 'смесь Комсомола с рекрутинговым агентством'. (Кабинет Демидова украшают плакаты с портретами православных священников и Че Гевары). Задача организации - создать механизм, привлекающий в ее ряды лучших и способнейших, а затем на 'политических фабриках' создать из них молодых политиков, готовых занять государственные должности. 'Через два-три года 20% членов 'Молодой гвардии' уже будут во власти', - обещает Демидов.
Похоже, сегодня от политической гегемонии 'Единую Россию' отделяет один шаг. Поскольку список ее кандидатов возглавит Путин, декабрьские выборы в парламент по сути превратятся в референдум о сохранении нынешнего президента у руля страны. И в исходе голосования сомневаться не приходится. 'Единая Россия' уже использовала свое положение крупнейшей фракции в парламенте, чтобы изменить процедуру выборов в нужном ей духе, полностью закрыв независимым кандидатам и малым партиям путь в Думу. Теперь, пользуясь поддержкой Кремля и имея в партийном списке множество действующих глав регионов, она несомненно 'сорвет банк'. Ведь губернаторы возглавляют аппарат, контролирующий большинство СМИ и наружную рекламу в российской провинции, а общенациональные телеканалы находятся под жестким надзором государства. Многие местные 'бароны' большого бизнеса, вроде Виктора Рашникова, директора Магнитогорского металлургического комбината с 60000 рабочих, или Владимира Груздева, владельца сети супермаркетов 'Седьмой континент' (годовой объем продаж - 130 миллионов долларов), также вошли в партию, принеся с собой свои деньги и влияние. В некоторых регионах 'Единая Россия', как в советские времена, получит чуть ли не 100% голосов - именно такой результат в своей республике пообещал делегатам съезда президент Чечни Рамзан Кадыров.
Настоящий секрет взлета 'Единой России', конечно, связан с магическим воздействием президентской поддержки. Личный рейтинг популярности Путина превышает 70% - отчасти из-за влияния государства на СМИ, но и потому, что при нем качество жизни большинства россиян заметно повысилось. Поддерживают его не только лоялисты, но и многие либералы - они сыты по горло коррупцией девяностых, и приветствуют путинскую 'сильную руку'. 'В 1990-х у нас было порядка сотни политических кланов - и 'Единой России' пришлось разбираться с этим хаосом, - рассказывает лидер 'Молодой гвардии' Демидов. - Мы строим в стране новую политическую систему, и потому пользуемся популярностью'.
Действительно, миллионы россиян воспринимают Путина как спасителя, находят его стиль руководства и идеи весьма привлекательными - куда более привлекательными, чем сомнительные блага свободы и возможность выбора из многих политических партий. Похоже, после 15 лет несовершенной демократии россияне готовы в последний раз воспользоваться своим демократическим правом - чтобы покончить с неразберихой многопартийности раз и навсегда.