Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
'Власть ругают только на кухне'

Интервью оппозиционного депутата Владимира Рыжкова о политической пассивности россиян и перспективах оппозиции на предстоящих выборах

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Все окутано туманом, и сам Путин напускает все больше тумана. В его руках вся полнота власти, он контролирует обе палаты парламента, правящую партию, телевидение, Газпром и нефтепроводы. Существует множество возможных сценариев развития. Но в любом случае он останется у власти

В России настал период предвыборной кампании, однако настоящей борьбой и не пахнет. Прокремлевская партия 'Единая Россия' может быть уверенной в своей победе, ведь ее предвыборный список возглавляет не кто иной, как сам президент Путин. У оппозиции же шансов практически нет. Похоже, что накануне декабрьских выборов в Думу и мартовских выборов президента вопрос о власти решает исключительно Путин. 41-летний Владимир Рыжков один из немногих депутатов Госдумы, которые позволяют себе открытую критику в адрес главы государства. Во время своего пребывания в Мюнхене, где он был награжден премией германского Общества Томаса Делера за вклад в борьбу за свободу в Европе, Рыжков дал интервью корреспонденту 'Süddeutsche Zeitung'.

SZ: Нынешняя политика России, как кажется, состоит лишь из одного президента Путина. Как часто Вы лично имеете возможность выступать перед народом?

Рыжков: На первом канале в последний раз я выступал семь лет назад, на втором - шесть, на НТВ три года назад. Все они сегодня закрыты для оппозиции. Единственный более-менее либеральный канал - это Рен-ТВ, но он охватывает всего лишь 10-12% населения. Я выступал там пару дней назад, но в эфир выпустили лишь 30% моего выступления, самые интересные высказывания были вырезаны. В советские времена, конечно, было еще хуже, но по настоящему демократический медиа-ландшафт у нас сегодня попросту отсутствует.

SZ: Что задумал Путин? Планирует ли он некоторое время поработать премьером, чтобы затем уйти в отставку и 26 марта снова стать президентом?

Рыжков: Этого не знает никто. Все окутано туманом, и сам Путин напускает все больше тумана. В его руках вся полнота власти, он контролирует обе палаты парламента, правящую партию, телевидение, Газпром и нефтепроводы. Существует множество возможных сценариев развития. Но в любом случае он останется у власти.

SZ: А оппозиция играет роль стороннего наблюдателя? У нее осталось хоть какое либо влияние?

Рыжков: Оппозиция вне игры. Впервые за постсоветский период выборы проходят без участия настоящей оппозиции. Это не выборы, а лишь имитация. Я и сам теперь не могу в них участвовать, так как закон больше не позволяет баллотироваться независимым кандидатам, а выборы проводится исключительно по партийным спискам. Однако моя Республиканская партия все равно не может участвовать в выборах, так как она якобы состоит менее чем из 50 тысяч членов, хотя на самом деле нас целых 60 тысяч.

SZ: Может Вам стоит объединиться с другими оппозиционными партиями?

Рыжков: Я уже пытался. Я предложил Григорию Явлинскому объединение Республиканской партии и "Яблока". Но он отказался. Удачно шли переговоры с 'Союзом Правых Сил'. Но им дали понять, что если они возьмут к себе Рыжкова, то и их до выборов не допустят. Кремль боится объединения демократов.

SZ: Но даже если все демократы сейчас объединились бы, у них вряд ли появились бы шансы?

Рыжков: Возможно, но в этом случае появилась бы сильная фракция, настоящая оппозиция. Однако сейчас уже поздно. Нам сначала надо создать по-настоящему сильную демократическую партию. Если нам это не удастся в течение ближайших четырех лет, это станет катастрофой для всей российской демократии.

SZ: Многим россиянам импонирует такая модель, при которой с одной стороны Россия возвращает себе мировое влияние, а другой растет благосостояние внутри страны. Значит ли это, что Путин, все-таки, кое-что делает правильно и потому не имеет конкурентов по популярности?

Рыжков: Россия стала сильнее по экономическим причинам. Цена на нефть достигла 90 долларов за баррель вместо 19 долларов при Ельцине. По объему золотовалютных резервов мы на третьем месте в мире. Но я сомневаюсь, что Россия стала более конкурентоспособной. Сельское хозяйство производит недостаточно продуктов для удовлетворения внутренних потребностей. Государство стало сильным, но экономика как таковая остается слабой.

SZ: Почему же тогда народ не выражает свой протест? Из-за апатичного отношения к политике?

Рыжков: Сейчас люди больше сконцентрированы на своей личной жизни. Но есть много проблем, вызывающих у них недовольство. Это коррупция, проблемы образования и здравоохранения. Да и сам российский народ никогда не просил многого. А тут еще и пропаганда. В течение последних семи лет по телевизору не прозвучало ни одного критического слова в адрес Путина. Телеканалы не устают рапортовать об успехах. В советские времена телевидение распространяло позитив, при этом люди ругали власть за разговорами на кухне. То же самое происходит и теперь. В целом в настоящее время население пассивно.

SZ: Тем не менее, ожидается, что большинство этого пассивного населения пойдет 2 декабря на выборы, потому что не желает, чтобы Путин уходил.

Рыжков: Путин хочет быть легитимным лидером, для этого явка на выборах должна быть не ниже 60%. Я не считаю это возможным. Люди очень хорошо понимают, что выборы - это фарс, что настоящей конкуренции нет. И не стоит верить официальным цифрам, которые появятся в декабре.

_______________________________________

Владимир Рыжков: Враг России - внутри страны ("Christian Science Monitor", США)

Гарри Каспаров@ИноTV: Путин подавляет российскую демократию? Нет!.. ("BBC World", Великобритания)

Должен ли Путин остаться? ("BBC World", Великобритания)