Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
'Холодный мир' лучше ссоры

Россия и США не могут позволить охлаждению отношений кристаллизоваться в новую 'холодную войну': слишком многое поставлено на карту

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Наблюдая за поведением американских и российских официальных лиц на встрече в Москве, можно сделать простой вывод: то, что начиналось как перспективное стратегическое партнерство, теперь деградировало до уровня отношений опостылевших друг другу супругов со всеми вытекающими последствиями вроде взаимных претензий и общего недовольства...

Наблюдая за поведением американских и российских официальных лиц на встрече в Москве, можно сделать простой вывод: то, что начиналось как перспективное стратегическое партнерство, теперь деградировало до уровня отношений опостылевших друг другу супругов со всеми вытекающими последствиями вроде взаимных претензий и общего недовольства.

Президент Владимир Путин сначала заставил своих гостей госсекретаря Кондолизу Райс и министра обороны Роберта Гейтса ждать сорок минут, а затем раскритиковал Вашингтон за 'навязывание' своих интересов Восточной Европе и в довершение всего предложил Америке развернуть системы противоракетной обороны 'где-нибудь на Луне'.

Несмотря на заверения Гейтса в том, что предполагаемая система из десяти пусковых установок 'никак не отразится' на солидном ядерном арсенале России, министр иностранных дел Сергей Лавров поспешил предупредить, что Москва займется 'нейтрализацией угрозы', заставляя вспомнить о прошлых угрозах России нацелить свои ядерные ракеты на системы ПРО, если их разместят в Польше и Чехии.

По словам Райс, недавно принятое Москвой решение возобновить оставленную после окончания 'холодной войны' практику патрульных облетов звучит 'как будто из какой-то другой эпохи'. Райс предложила ответить на выступления деспотичного российского лидера формированием 'компенсирующих институтов'.

Райс обвиняет Иран во 'лжи' относительно собственных ядерных амбиций, а Лавров остерегает предпринимать 'односторонние' (читай: 'со стороны Америки') меры в отношении Тегерана. Путин стал первым главой российского государства, посетившим столицу Ирана после 1943 года (тогда в Тегеран приехал Иосиф Сталин).

Россия и США не могут позволить охлаждению отношений кристаллизоваться в новую 'холодную войну': слишком многое поставлено на карту. Тем не менее, центростремительные тенденции усиливаются, не в последнюю очередь из-за планов Путина остаться у власти, став премьер-министром, и примирению вряд ли суждено осуществиться. Как же нам извлечь максимальную выгоду из 'холодного мира'?

Москва и Вашингтон должны помнить, что они во многих смыслах созданы друг для друга. Будучи единственными на планете ядерными сверхдержавами, став жертвами исламского джихада, только они могут сыграть ключевую роль в мировом сотрудничестве по сокращению ядерных вооружений, недопущению распространения оружия массового поражения и борьбе с терроризмом.

Без содействия Москвы Вашингтону не добиться успеха в сворачивании ядерных программ Северной Кореи и Ирана. Без американских инвестиций и американской поддержки России не провести диверсификации своей нефтегазовой экономики и не вступить в ВТО.

У Вашингтона есть возможность привлечь на свою сторону часть россиян: для этого надо лишь пролить немного бальзама на раны, полученные ими в 'холодной войне'. Задумаемся на секунду: а как бы отреагировали американцы, если бы США проиграли войну, часть штатов отделилась, Организация Варшавского договора приняла в свои ряды Мексику, а Россия выступила с идеей развернуть противоракетные системы на Кубе?

'Русские чувствуют, что их страну уложили на обе лопатки и еще прошлись сверху' - объясняет советник президента Джорджа Буша по безопасности Брент Скоукрофт (Brent Scowcroft). 'Что было на самом деле, им совершенно не важно. Но русские чувствуют себя именно так'.

Чтобы не разжигать параноидальные настроения русских, включение в НАТО бывших советских республик Украины и Грузии нужно осуществлять постепенно или же отказаться от этой идеи вообще. Москве надо продемонстрировать, что США рады перспективе полноценного экономического партнерства, для чего требуется отменить совершенно устаревшую поправку Джексона-Вэника (изначально целью ее было способствование эмиграции евреев из России, но в реальности поправка сильно тормозит развитие нормальных торговых отношений).

Со своей стороны Москва должна окончательно разрешить свой кризис идентичности, прекратить мечтать о возвращении имперского блеска девятнадцатого века и смириться со статусом бывшей сверхдержавы в веке двадцать первом. Москва должна осознать и то, что отношение к вопросам безопасности как к игре на выигрыш, а также запугивание мелких соседних государств вроде прибалтийских республик и Грузии приводит не к укреплению, а к ослаблению позиций России с точки зрения безопасности и к усугублению ее изоляции.

Most significantly, Washington and Moscow recently marked 15 years of the

Более того, Москва должна осознать, что ключ к долгосрочным гарантиям безопасности - это сотрудничество с Западом, а не с Востоком. Несмотря на укрепление военных и торговых связей с Китаем, Россия с ее стремительно сокращающимся населением рискует потерять приграничные районы Сибири и Дальнего Востока, на которые претендует Пекин.

К счастью, фундамент для строительства отношений, основанных на общих интересах, все же существует. По словам бывшего сотрудника американской программы гуманитарной помощи в России, между двумя странами функционирует ряд совместных программ по борьбе с общими проблемами, включая пандемию СПИДа, 'отмывание' незаконно полученных средств и торговлю людьми.

Еще важнее то, что в этом году исполняется пятнадцать лет со дня принятия сенаторами Сэмом Нанном (Sam Nunn) и Ричардом Лугаром (Richard Lugar) программы 'Совместное снижение угрозы', по которой уже уничтожено более десяти тысяч советских ядерных ракет и боеголовок. 'Но важнее всего то, что уничтоженное нами оружие стало залогом доверия между русскими и американцами, залогом будущего сотрудничества в других сферах' - сказал Нанн в одном из интервью.

Примерно по тем же причинам вселяет надежды и предложенная американцами в Москве 'совместная архитектура региональной противоракетной обороны', по условиям которой к пусковым установкам одной страны будет допускаться персонал из другой. Результатом программы станет повышение прозрачности в отношениях, которое вместе с совместным использованием информации позволит ускорить важнейшие шаги по созданию атмосферы взаимного доверия, а именно - снятие американских и российских ядерных ракет с состояния повышенной боевой готовности, а также дальнейшее сокращение ядерных арсеналов и вывод ракетно-ядерных войск США из Европы.

Трудно представить подобные прогрессивные шаги в условиях резкого похолодания американо-российских отношений. Вероятно, трения между Россией и США сохранятся еще долгие годы. Россия, подхлестываемая сверхприбылями от торговли нефти и газом, будет добиваться возвращения статуса сверхдержавы. Американцы будут и дальше опасаться авторитарной внутренней и агрессивной внешней политики России и пытаться сдержать амбиции русских.

Тем временем (перефразируя слова Лаврова), Америке и России не обязательно нужен выход на качественно новый уровень в отношениях; достаточно лишь избежать срыва, способного привести к ущемлению их взаимных интересов.

______________________________________

Кто возобновил 'холодную войну'? ("Pittsburgh Tribune-Review", Канада)

Ядерная небезопасность ("Foreign Affairs", США)