October 27, 2007; Page R4
В России многое может показаться привлекательным иностранному инвестору - быстрый рост внутреннего валового продукта, большое население и значительное увеличение покупательной способности. Но особая и порой мутная деловая среда создала России репутацию трудной страны для ведения бизнеса.
Как международные компании преодолевают трудности и пожинают плоды работы в России?
На основе интервью с руководителями 36 зарубежных компаний, работающих в России, а также нашего собственного опыта работы в стране были составлены восемь заповедей, призванные помочь западным компаниям добиться процветания.
Заповедь первая: Пусть ваше руководство будет авторитетным, а не авторитарным.
Русские высоко ценят сильных, небезучастных лидеров, которые обретают авторитет и доверие своей компетентностью. В России настоящие лидеры способны убеждать в правоте своего видения, добиваться великолепных результатов и делиться ответственностью и успехом с ведомыми. С другой стороны, стиль управления, основанный на невмешательстве, часто оказывается ошибочным из-за своей слабости.
Заповедь вторая: Создать мощную организационную культуру с явными иностранными элементами.
Русские тянутся к тем культурам труда, где сотрудники уважаемы, получают возможность почувствовать себя членами команды и раскрыть свой потенциал, поскольку в традиционной российской трудовой практике эти элементы отсутствуют. Западные компании должны сохранять и приумножать эти качества, даже несмотря на обрусение своих топ-менеджеров. Мощная организационная культура также помогает направлять действия сотрудников.
Заповедь третья: Шаг за шагом укрепляйте инициативность сотрудников.
Довольно сложно убедить российских работников принимать решения и проявлять инициативу, поскольку в прошлом это не приветствовалось. Укрепление инициативности должно быть постепенным процессом, который начинается с обещания не наказывать сотрудников за ошибки, допущенные без злого умысла.
Заповедь четвертая: Уважайте местные правила, но играйте в свою игру.
Не пытайтесь копировать бизнес-модели российских партнеров или конкурентов, потому что переиграть их в игре, идущей по их правилам, практически невозможно. Чаще всего процветают в России те западные компании, которые пользуются бизнес-моделями, доказавшими свою успешность в других странах, несколько адаптируя их к местным условиям.
Заповедь пятая: Неуклонно стремитесь к главным целям и будьте гибки в деталях.
Некоторые говорят, что в изменчивой российской среде планирование невозможно в принципе. Мы считаем его необходимым. Постановка долгосрочных целей и стремление к их достижению при гибком отношении к средствам, которыми они достигаются, помогают проводить сотрудников через море неопределенности.
Заповедь шестая: Учитесь переживать кризисы и управлять ими.
Россия очень предсказуема: каждый день обязательно происходит что-то неожиданное. Компании должны быть готовы не только тушить пожары, но и отмечать создаваемые ими возможности. Фирмы могут предпринять меры для снижения числа неожиданностей, приведя в действие системы раннего предупреждения - такие, как дополнительные ориентиры по долгосрочным проектам - для того, чтобы замечать задержки на ранних стадиях выполнения.
Заповедь седьмая: Осознайте, что коррупция в России вездесуща и с ней надо уметь работать.
В России уметь работать с коррупцией необходимо. Компании могут воспользоваться несколькими вариантами. Работу в тех сферах, где взаимодействие с коррумпированными чиновниками кажется неизбежным, можно передавать другим компаниям. Можно постараться заранее исключить элемент коррупции, предложив такую сделку, которая не нарушает этические стандарты компании. Нам известна одна фирма, которая бесплатно предлагала чиновникам свои продукты в обмен на ежедневные отчеты об их работе, что приносило пользу компании. Кроме того, компании могут выжидать до последнего, вступая в проекты на поздних стадиях, или отказываться от таких сделок, которые не позволяют избежать коррупции. Русские будут испытывать коррупционную стратегию компании, поэтому твердая позиция имеет ключевое значение.
Заповедь восьмая: Развивайте отношения с государственными ведомствами на всех уровнях.
В России важны связи, поскольку политики и государственные ведомства продолжают оказывать влияние на бизнес, злоупотребляя своими полномочиями. Часто самым важным оказывается влияние, а не взятки. Руководители высшего звена должны регулярно навещать правительственных чиновников, приглашать бюрократов к себе и принимать участие в местных социальных программах.
Д-р Фей - доцент Стокгольмской школы экономики в России (Санкт-Петербург, Россия) и ассоциированный профессор международного бизнеса в Институте международного бизнеса Стокгольмской школы экономики в Стокгольме.
Д-р Шекшня - профессор школы бизнеса Insead в Фонтенбло, Франция и соучредитель консалтинговой фирмы Zest Leadership.
____________________________________
Они спасают Россию ("The New York Sun", США)
Российские торговые сообщества - важные партнеры для Америки ("The Heritage Foundation", США)
Россия: Денег много, с репутацией хуже ("The International Herald Tribune", США)
Россия преуспевает. Или нет? ("The International Herald Tribune", США)