То, что Кремль использует энергоресурсы для реализации своих глобальных амбиций, вызывает большую тревогу у зарубежных стран, но для крупнейшей в Италии энергетической компании Enel российский внутренний рынок по-прежнему является крайне привлекательным 'новым направлением'.
Вместе с тем, генеральный директор Enel Фульвио Конти (Fulvio Conti) предупреждает, что энергию в спорах между государствами можно использовать как 'современную армию'. Enel не желает, чтобы ее инвестиции в России оказались в центре споров с Евросоюзом по вопросам взаимности на вновь открывающихся рынках.
На прошлой неделе Enel подтвердила, что в ближайшее время станет первым иностранным владельцем генерирующей компании в России - 'ОГК-5'. Ее доля в компании увеличится до 37 процентов, и Enel планирует принять участие в тендере для приобретения остальных акций.
В то же время ЕС представил планы по ограничению доступа российского 'Газпрома' к своим энергетическим системам. Российские представители выступили с критикой данного шага, а один высокопоставленный политик предупредил, что такие действия могут привести к ответному пересмотру инвестиций Евросоюза.
'Русские хотят взаимности, - заявил Конти в интервью, которое он дал в своей римской штаб-квартире, - они хотят получить долю европейского рынка распределения и говорят, что поскольку владеют газом и транспортируют его, то почему им нельзя стать участниками и этой деятельности?'
Enel, ставшая по объему рыночной капитализации третьей в Европе компанией в сфере производства и распределения энергии благодаря диверсификации рынков и источников энергоресурсов, выиграла от этих призывов к взаимности. В прошлом году Италия подписала соглашение, предоставляющее 'Газпрому' право доступа к конечным потребителям. Аналитики говорят, что в ответ итальянские компании Eni и Enel получили возможность приобрести акции нефтяного подразделения 'Газпрома' 'Газпромнефть', а также двух газовых месторождений. Произошло это на аукционе по распродаже активов обанкротившегося 'ЮКОСа'.
Конти говорит, что Enel получила доступ к российским рынкам электроэнергии в рамках первых шагов по приватизации сферы производства электричества.
Конти с определенной долей удовлетворения заявляет, что благодаря своим сибирским акциям Enel сегодня имеет больше запасов газа, чем Gaz de France. Известно, что недавно эта французская корпорация помешала Enel приобрести компанию Suez.
По словам Конти, Россия старается создать условия для 'устойчивого, стабильного и быстрого развития' внутреннего рынка, соблюдая при этом все свои экспортные обязательства. Для этого ей нужны иностранные инвестиции и технологии.
'Мы были первыми, и нам уделил большое внимание сам Путин, - говорит он, цитируя затем слова российского президента, - 'Вы поверили нам, и мы вас не разочаруем''.
Но Джонатан Стерн (Jonathan Stern), возглавляющий отдел по изучению газовых ресурсов в Институте энергетических исследований в Оксфорде (Oxford Institute for Energy Studies), крайне обеспокоен 'ухудшением отношений' между Россией и Европой. 'Поскольку Евросоюз требует, чтобы 'Газпром' в силу принципа взаимной выгоды продал свои активы в Европе, у меня вызывает серьезную озабоченность будущее европейских владельцев активов в России', - говорит он.
Крис Уифер (Chris Weafer), руководитель стратегических исследований из московского инвестиционного банка 'Уралсиб' говорит, что первоначальная газпромовская стратегия 'бульдозерного натиска с целью приобретения собственности' получила в Европе отпор, поэтому сейчас газовый гигант стремится к созданию совместных предприятий в секторе производства и распределения энергии с теми европейскими компаниями, которые получили возможность действовать в России.
'Кремлевская стратегия заключается в том, чтобы привлечь по одной крупной энергетической компании из каждой страны', - говорит Уифер.
'Взамен он ожидает и требует сотрудничества Enel, чтобы получить возможность играть важную роль в газораспределении в Италии. 'Газпром' - это глобальное доверенное лицо Кремля, который использует эту компанию для реализации своих амбиций в энергетической и политической областях. Их разделяет лишь очень тонкая линия'.
Конти заявляет, что те деньги, которые Enel заплатила за 'ОГК-5', 'дадут огромную прибыль'.
Заинтересованность инвестора основана на обещании правительства о либерализации цен на электричество к 2011 году, когда генерирующих мощностей будет уже недостаточно для удовлетворения спроса. Аналитики предупреждают, что Москва может задержать данный процесс. А увеличение генерирующих мощностей в руках 'Газпрома' может также создать проблемы для конкуренции.
____________________________________________________________
Энергетическая безопасность ЕС: Пора избавиться от российского влияния ("The Washington Quarterly", США)
Русские нас скупают ("Tygodnik Powszechny", Польша)