Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Лимудские дневники: шишки кремлевских башен?

Выяснилось, что раввины часто ведут себя совершенно так же, как священнослужители иных конфессий в своих странах

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Конференция 'Лимуд-2007', прошедшая в минувшие выходные в Подмосковье, была выдержана в совершенно российском духе. В программе были: ссорящиеся раввины; 'курорт', как будто бы переделанный из тюрьмы КГБ; яростно-интеллектуальные споры о еврейской культуре; наконец, несколько потрясающих демонстраций музыкального таланта...

Конференция 'Лимуд-2007', прошедшая в минувшие выходные в Подмосковье, была выдержана в совершенно российском духе. В программе были: ссорящиеся раввины; 'курорт', как будто бы переделанный из тюрьмы КГБ; яростно-интеллектуальные споры о еврейской культуре; наконец, несколько потрясающих демонстраций музыкального таланта.

По всеобщему мнению, конференция стала настоящим триумфом для организаторов - бывшего казначея Еврейского агентства Хаима Чеслера (Chaim Chesler) и американки Сандры Кан (Sandra Cahn), признанной великим знатоком в области кампаний по сбору средств. На закрытии конференции в прошлое воскресенье Чеслер с восторгом объявил, что 'возвращается назад'. Несколько лет назад спонсорские организации захватили управление над Еврейским агентством; Чеслера тогда уволили, а затем он провел эксперимент, который, как выяснилось, только и дожидался своего часа.

Атмосфера 'Лимуда' с его ненапряженными дискуссиями, творческим подходом и общим отсутствием строгой дисциплины великолепно подходит молодым российским и украинским евреям. Местные организаторы, мобилизованные Чеслером и Кан, сделали конференцию отражением собственного видения иудаизма, без религиозной риторики и без формальных институтов, доверять которым они так и не научились.

Чеслер осознал необходимость чего-то подобного более десяти лет назад, когда работал представителем в СССР (сам 'Лимуд' был основан в 1981 году в Англии). Три года назад он наконец решил воплотить свою идею в жизнь. Вместе с Сандрой Кан Чеслер занялся 'исключительно сложным' проектом, который, тем не менее, увенчался успехом. Сложность заключалась в том, что изначально планировалось собрать группу местных активистов, которые должны были сделать 'Лимуд' таким, каким сами его видели. Другими словами, основным ресурсом и залогом будущего организации должны были стать местные добровольцы, а именно их на территории бывшего СССР попросту не было.

Триумф Чеслера заметили лидеры мирового еврейства и местные раввины, не пожелавшие остаться в стороне. Председатель Зеев Бельский (Ze'ev Bielski), Майкл Шнайдер (Michael Schneider) из Мирового Еврейского Конгресса, миллионеры Моше Кантор и Александр Машкевич, посол Израиля Анна Азари (Anna Azari), а также раввины всех изводов иудаизма, от реформированных до хабадников, - все они приехали на конференцию, чтобы заниматься в шаббат собственным и чужим образованием. Присутствовало множество журналистов (их пригласили организаторы).

Вот несколько запомнившихся моментов с конференции. Выяснилось, что раввины часто ведут себя совершенно так же, как священнослужители иных конфессий в своих странах. В прошлые выходные это стало особенно ясным, когда между лидерами российского еврейства и осведомленными активистами разгорелся бесконечный спор об уменьшении влиятельности движения 'Хабад' и ее лидера Берла Лазара и о росте популярности раввина Пинхаса Гольдшмидта и верхушки Российского Еврейского Конгресса.

Берла Лазара долгое время считали единственным раввином, к которому прислушивается Кремль (на официальных правительственных заседаниях иудеев представляет только он), но на недавней беспрецедентной встрече президента Владимира Путина с официальными лицами из Европейского Еврейского Конгресса Берл Лазар не присутствовал (как сообщается, он в это время находился на семейном торжестве в США), зато присутствовал один из главных раввинов Киева, не являющийся приверженцем Хабада. Комитет во главе с председателем ЕЕК Моше Кантором посетил не синагогу в Марьиной Роще, а хоральную синагогу Гольдшмидта.

Поднялась волна невообразимых слухов. Звучала даже такая версия, что Путин собирается сделать Аркадия Гайдамака мэром Иерусалима, используя его связи с Гольдшмидтом. Для американского еврея слухи - вещь в некоторой степени неприятная.

На ум приходят картины раввинов, распихивающих друг друга в надежде заслужить благосклонность царского двора (примерно таково отношение к власти иерархов Русской Православной Церкви). Субботние молитвенные собрания и у хабадников, и у сторонников Гольдшмидта были полупустыми (хотя на конференции присутствовало восемьсот человек). Умные, любопытные и активные молодые люди играли в карты, спали и обсуждали новые идеи касательно мирового еврейства, а с раввинами явно не желали даже общаться. Поговорив с посетителями конференции, можно было убедиться в том, что власть раввинов исходит не от народа, а от царя. Если раввины и в дальнейшем будут так же увлекаться политическими интригами, дистанцируясь от жаждущих культурного общения молодых иудеев, то перспективы еврейского возрождения в России окажутся под большим вопросом.

Собравшиеся обсудили также неожиданный визит, который в четверг вечером нанес в Москву премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт (Ehud Olmert). Я бродил по центру Москвы и часами ждал возле запертых ворот Кремля, но все, что я увидел, - это процессия из десяти автомобилей, которая пронеслась мимо ровно в семь вечера. Агенты Ольмерта либо не знали о встрече, либо не отвечали на звонки, а сам Ольмерт вылетел из Москвы еще до того, как в Израиле открылись пабы.

Теперь, конечно, стало известно больше. Ольмерта, похоже, волнует запутанная игра, которую ведет Путин, и то, как она вдохновила Иран. Да, Путин готов вместе с Западом вести кампанию против Ирана, возможно, он даже хочет этого, но с чего бы ему заниматься этим безвозмездно? Поступают противоречивые сведения касательно того, намерен ли Путин предоставить Ирану топливо для атомной электростанции в Бушере (подобная мера значительно усилит потенциал Ирана в области разработки ядерных вооружений). Похоже, что Америка уже расплачивается с Россией за поддержку - ей пришлось пойти на пересмотр условий размещения противоракетных систем в Восточной Европе. Ни посол Азари, ни председатель Кантор (с ним Путин тоже встречался на прошлой неделе) не пожелали пролить свет на разворачивающиеся события.

В заключение отмечу, что, хотя конференция в значительной части проходила на русском, а темами ее были история и социология евреев и изучение Торы, на одном из заседаний Давид Ландау из газеты Haaretz умело и с жаром говорил об 'этрогизации'. Идея состояла в том, чтобы воздержаться от критики Ариэля Шарона и Эхуда Ольмерта по поводу выдвигаемых против них обвинений в коррупции, так как, по мнению редакции, оба они способствуют мирному урегулированию в Палестине.

Среди полудесятка присутствовавших израильских журналистов поднялось возмущение, но Ландау держал оборону. 'На каждом блокпосту каждый день мораль нарушается чаще, чем во всех этих скандалах вместе взятых', - объявил он. По его словам, газета 'снова готова провести этрогизацию [то есть отнестись к политику как к священному растению 'этрог'] с целью позволить Ольмерту побывать на конференции в Аннаполисе'.

В самом деле, заголовки в газетах определяются расстановкой приоритетов в редакциях; возможно, израильско-палестинский конфликт и важнее, чем сюжет с банком Leumi, однако большинство присутствовавших при выступлении Ландау считали его высказывания сомнительными.

Случай с редактором, решившим сбавить тон в отношении коррумпированного, но последовательно выполняющего полезную программу политика, иллюстрирует не только общую политизированность редакционных стратегий. На ум приходит и другое: чем руководствуются наши лидеры при принятии жизненно важных для государства решений: стратегическими соображениями или стремлением к личному спасению?

______________________________________

Счастливы жить в России ("Haaretz", Израиль)

Российские новые отказники-евреи ("The Jerusalem Post", Израиль)