Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россия раскачивается между США и Ираном

Москва избрала очень удобную позицию, встав на сторону Ирана с одной стороны, и взяв на себя роль посредника Вашингтона в вопросе иранской ядерной программы, с другой

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Пару недель назад Иран и русские выкручивали руки Соединенным Штатам. Сегодня США начинают в ответ давить на Иран, действуя в упряжке с русскими и суннитами. И в этом процессе самое важное не детали происходящего, которые в значительной мере покрыты пеленой тайны, а общие очертания. Русские и сунниты сегодня играют роль качающегося в разные стороны маятника, став игроками в очень сложной и запутанной игре. У них есть разные варианты действий. В особенности это касается русских, у которых развязаны руки, и которые свободно перемещаются между двумя сторонами.

То был день большой дипломатии, когда люди сновали туда-сюда, когда звучали намеки насчет предложений и контрпредложений. Примерно две недели назад российский президент Владимир Путин посетил Иран. Во вторник министр иностранных дел России Сергей Лавров отправился в Тегеран с визитом вдогонку. Он встретился с иранским президентом Махмудом Ахмадинежадом (Mahmoud Ahmadinejad) и министром иностранных дел этой страны Манучером Моттаки (Manouchehr Mottaki). Встреча была очень короткой, что вызвало массу вопросов о том, какое послание привез Лавров, и почему ему понадобилось лететь в Тегеран лично.

В то же время как в средствах массовой информации, так и среди хорошо информированных источников начали циркулировать слухи о том, что Соединенные Штаты Америки готовят пакет уступок России, чтобы убедить Москву не поддерживать иранцев и выступить за введение санкций против них. В одном из сообщений, опубликованном на страницах International Herald Tribune, говорится о том, что Соединенные Штаты готовятся предложить уступки в отношении Договора по обычным вооруженным силам в Европе (ДОВСЕ). Единственное, чего хочет в рамках данного договора Россия, это гарантий того, что силы НАТО не будут базироваться на территории бывшего Советского Союза, в частности, в Прибалтике, и что будет ограничено количество войск в Польше, Словакии, Венгрии и Румынии. Готовы ли Соединенные Штаты дать такие гарантии, и какой отпечаток это наложит на их взаимоотношения с данными странами - эти вопросы остаются, конечно, открытыми.

И наконец, из самых разных источников поступают сообщения о том, что племенные шейхи иракских суннитов отправились в Вашингтон для участия во встрече, посвященной будущему их страны. Согласие этих лидеров посетить Вашингтон является продолжением радикальных перемен в отношениях между США и суннитами, которые происходят на протяжении уже нескольких месяцев.

Расшифровать суть этой активности сложно, но нам кажется, что произошло следующее. После визита Путина в Иран Соединенные Штаты Америки почувствовали, что их дипломатическими средствами приперли к стенке, и что они теряют возможности в вариантах действий против Тегерана. Русские хотели, чтобы американцы это ощутили. Путин сохранил несколько вариантов действий в решении иранской проблемы, потребовав, чтобы американцы воздержались от военного нападения, и сказав иранцам, что им не обязательно отказываться от своих долговременных усилий по созданию ядерного оружия. Для этого он оставил открытым вопрос о Бушерской АЭС.

Москва избрала очень удобную позицию, встав на сторону Ирана с одной стороны, и взяв на себя роль посредника Вашингтона в вопросе иранской ядерной программы, с другой. Встав на сторону Тегерана, Россия стала единственной силой, способной оказывать на Иран воздействие в отношении его ядерной программы. Соединенным Штатам нужна такая посредническая сила, но им также нужно увести русских прочь от Ирана. Чтобы чем-то их привлечь, США должны пойти на уступки в той области, которая имеет для России фундаментальное значение. Речь идет о балансе обычных вооруженных сил в регионе. Сейчас трудно говорить, действительно ли Вашингтон начал зондировать почву в этом вопросе. Мы просто не знаем этого. Но если сообщения об уступках по ДОВСЕ верны, то это единственное, что может заинтересовать Москву.

Мы не знаем, какое послание привез во вторник Лавров, но оно было важным, поскольку передал он его лично из рук в руки. Мы подозреваем, что русские усилили свое давление на Иран по вопросу ядерного оружия и одновременно пригласили Ахмадинежада в Москву для продолжения начатых 16 октября переговоров. Нет сомнений в том, что Ахмадинежад знает обо всех этих слухах, и что он читал все эти газеты. Такая короткая встреча является признаком уважения, но не обязательно теплоты.

В то же время Соединенные Штаты хотели нажать на иранцев напрямую. Самым страшным кошмаром для Тегерана может стать появление хорошо вооруженного суннитского правительства в Багдаде. До этого пока далеко, но нам следует помнить, что сунниты при Саддаме Хусейне господствовали в Ираке не без причины. И причина эта состояла в том, что нужно было ослабить шиитов и внести раскол в их ряды. Переговоры между США и суннитами - это еще далеко от такого кошмарного для Тегерана сценария, но в то же время, не обращать на них внимания он просто не может.

Пару недель назад Иран и русские выкручивали руки Соединенным Штатам. Сегодня США начинают в ответ давить на Иран, действуя в упряжке с русскими и суннитами. И в этом процессе самое важное не детали происходящего, которые в значительной мере покрыты пеленой тайны, а общие очертания. Русские и сунниты сегодня играют роль качающегося в разные стороны маятника, став игроками в очень сложной и запутанной игре. У них есть разные варианты действий. В особенности это касается русских, у которых развязаны руки, и которые свободно перемещаются между двумя сторонами.

_____________________________________________________________

Непостижимая иранская стратегия России ("U.S.News", США)

Перспективы по Ирану не внушают особого оптимизма ("The International Herald Tribune", США)