Представьте себе, что у вас есть инструмент, способный ослабить будущий ядерный потенциал Ирана, не дожидаясь исхода дебатов о санкциях, применении силы или дипломатии в качестве предпочтительного метода решения проблемы. Наверно, в таком случае, есть смысл выделить на него необходимые средства, не дожидаясь, пока иранская ядерная программа принесет свои плоды?
Ответ, казалось бы, очевиден. Однако в прошлый вторник наш министр обороны Роберт Гейтс (Robert Gates) 'нажал на тормоза': выступая в Праге с предложением, адресованным русским, он заметил, что с 'вводом в действие' системы противоракетной обороны в Центральной Европе следует подождать, пока Тегеран не проведет испытания баллистических ракет.
Кроме того, в сентябре Конгресс урезал финансирование программы по размещению РЛС в Чешской Республике и 10 ракет-перехватчиков в Польше. Ссылаясь на стремление отложить начало строительства объектов, законодатели сократили запрошенную Агентством по противоракетной обороне (АПРО) на 2008 финансовый год сумму в 206 миллионов долларов на 86 миллионов при прохождении бюджета через Сенат, и на 139 миллионов - при рассмотрении в Палате представителей.
Ожидание, пока ядерный гриб не возвестит об успешном испытании иранской ракеты, или пока Конгресс не преодолеет собственную медлительность, только усилит позиции Ирана. Затяжка с развертыванием ПРО позволит Тегерану шантажировать Европу с помощью оружия, система противодействия которому будет в тот момент далеко не завершена.
В будущем году из-за президентских выборов новые бюджетные ассигнования рассматривать будет уже следующая администрация, которая сможет выделить средства на строительство объектов противоракетной обороны самое раннее в конце 2009 г. По оценкам АПРО, на создание 'щита' в Восточной Европе уйдет пять лет, но неизбежные бюрократические препоны и переговоры с нашими партнерами по НАТО, несомненно, замедлят темпы этой работы.
Таким образом, если строительство начнется в 2010 г., ждать его завершения раньше 2015 г. не приходится. Именно к этому моменту, по прогнозам Разведывательного управления Министерства обороны, у Ирана могут появиться межконтинентальные баллистические ракеты (МБР).
Размещение объектов противоракетной обороны в Центральной Европе призвано защитить наших союзников, приносящих жертвы ради нас. Если территорию США прикрывает уже развернутый первый эшелон общенациональной системы ПРО, то Британия и Польша такой защиты лишены.
Некоторые критики этой программы утверждают, что она неработоспособна - даже несмотря на то, что с 2001 г. военным удалось успешно перехватить ракеты наступательного назначения в ходе 28 из 36 проведенных испытаний, и тот факт, что 18 из 19 испытательных пусков новых ракет, состоявшиеся с сентября 2005 г., закончились удачно. По словам главы Агентства по противоракетной обороне генерал-лейтенанта Генри Оберинга (Henry Obering), неудачи на испытаниях были вызваны дефектными компонентами, а не просчетами при конструировании комплексов ПРО. Это означает, что процент успешных испытаний - вполне солидный для программы на этапе экспериментов - скорее всего увеличится, когда военные устранят второстепенные недоделки.
По мнению конгрессмена Эллен Таушер (Ellen Tauscher), вместо программы по разработке комплексов наземного базирования нам следует подумать об использовании противоракетной системы высотной зональной обороны театра военных действий (Theater High Altitude Area Defense (THAAD)) или корабельных комплексов Aegis. Однако вооруженные силы создали эти системы для использования на театрах военных действий, а не прикрытия целых регионов. Они не способны защитить такую обширную зону, как территория Европы, и в нынешнем варианте перехватывать МБР также не в состоянии. Подобные технологии, однако, могут дополнить систему ПРО наземного базирования, прикрыв Юго-Восточную Европу, расположенную слишком близко от Ирана, чтобы ее могли защитить перехватчики, расположенные в Польше.
Российский президент Владимир Путин предлагает американцам использовать РЛС в Азербайджанской Габале, а перехватчики разместить на морских платформах, в Ираке или Турции. Однако радар в Габале построен более 20 лет назад, еще в советские времена. Этот объект требует капитальной модернизации, а то и полной перестройки: в 2006 г. заместитель министра иностранных дел Азербайджана заметил - РЛС настолько устарела, что через пять лет будет закрыта.
Несостоятельность этого варианта обусловлена и местом расположения станции. Системе ПРО требуется РЛС раннего оповещения. План размещения системы ПРО в Центральной Европе предусматривает обнаружение пусков ракет со спутника. Оттуда данные поступят на радар в Чехии, который затем наведет на цель ракеты-перехватчики. Наличие временного разрыва между обнаружением ракеты и запуском перехватчиков требует, чтобы система ПРО находилась на значительном расстоянии от территории, с которой может быть произведен пуск баллистической ракеты. Если перехватчики будут размещены в Азербайджане, граничащем с Ираном с севера, их можно будет запустить лишь в тот момент, когда иранские ракеты уже пролетят часть расстояния до Европы.
Ирак, Турция и корабельные системы также нельзя считать полноценной заменой восточноевропейского варианта. Обе эти страны расположены слишком близко от Ирана, а морские ракеты-перехватчики типа Aegis не обладают достаточным радиусом действия по высоте, чтобы поражать МБР, летящие в космическом пространстве.
Кроме того, Габала является последним российским военным объектом в Азербайджане. 6 августа, явно с целью запугивания, российские самолеты сбросили ракету на территории Грузии - близкой союзницы США, граничащей с Азербайджаном с запада. Согласившись на совместное использование Габалинской РЛС, мы будем способствовать усилению влияния Москвы в антироссийски настроенном регионе, не получив взамен особых выгод с военной точки зрения.
Кроме того, если появление системы ПРО на Кавказе может вызвать недовольство местного населения, в Восточной Европе некоторые граждане настроены по-другому. Опрос, проведенный в середине августа Альянсом в поддержку противоракетной обороны (Missile Defense Advocacy Alliance) и Корпорацией по изучению общественного мнения (Opinion Research Corporation), показал, что большинство поляков (58%) выступают за размещение объектов ПРО в их стране. Можно ожидать, что и после выборов 21 октября ситуация не изменится - 61% респондентов, поддерживавших одержавшую победу Гражданскую платформу, выступали за развертывание ракет-перехватчиков.
В Чешской Республике программу поддерживает лишь 38% граждан. В то же время среди чехов, 'очень хорошо' или 'хорошо' знакомых с содержанием плана ПРО, этот показатель куда выше - 49%. США могли бы активнее вести просветительскую работу в этой стране, объяснив ее гражданам, что функционирование РЛС не грозит никакими негативными последствиями для здоровья людей, живущих вблизи Мишова - городка на юге Чехии, где ее планируется разместить.
Вопреки одному из аргументов критиков, реализация плана не вызовет и нового витка гонки вооружений. Траектория полета российских ракет, нацеленных на США, проходит через Северный полюс, а не через Европу, а потому перехватить их из Польши будет невозможно. Кроме того, десяток перехватчиков в любом случае бессилен перед российским ядерным арсеналом, включающим тысячи МБР.
Некоторые критики утверждают, что к программе надо активнее привлекать НАТО, другие - что со строительством объектов следует подождать, пока у США не появится новый президент, и дипломатическая атмосфера не изменится к лучшему. У обоих этих аргументов есть рациональное зерно. Нам действительно следует больше координировать свои действия с НАТО, ведь благодаря системе ПРО в активной защите Европы будут участвовать страны, недавно вступившие в альянс. Но нельзя допускать, чтобы расширение натовского участия привело к отмене программы или задержкам с ее реализацией.
Возможно также, что приход в Белый дом новой администрации, имеющей лучшую репутацию в глазах европейцев, действительно создаст более благоприятную дипломатическую обстановку. Однако, затягивая осуществление плана сейчас, мы рискуем оказаться наедине с иранским ядерным оружием без адекватной защиты. Мы не можем позволить себе проволочек, когда иранская ядерная программа развивается столь же быстрыми темпами, как и раньше.
Чарли Шром - ассистент-исследователь Отдела по изучению внешней и оборонной политики противоракетной Американского института предпринимательства (American Enterprise Institute)
__________________________
Головоломка для Пентагона ("The Wall Street Journal", США)
Американский щит: страсти накаляются ("Le Figaro", Франция)
США всегда думали только о себе... ("Halo noviny", Чехия)