Недавно президента России Владимира Путина попросили прокомментировать политические волнения в Грузии. Он заметил, что эту страну часто представляют в качестве примера настоящей демократии.
- Упаси Боже нам следовать примерам подобного рода, - едко заметил он.
В его словах, как в капле воды, отражается как коллективное отношение представителей российской власти к Грузии, так и степень ухудшения отношений между двумя странами, ответственность за которое лежит на обеих сторонах.
В штопор отношения вошли в начале 2006 года, вскоре после того, как газопроводы, ведущие в Грузию, были повреждены в результате таинственных взрывов. Россия обвинила в порче газопровода террористов, Грузия - саму Россию. Парламент Грузии потребовал вывода российских миротворцев из сепаратистской Южной Осетии - опять же, обвиняя Россию в попытке аннексии. Россия ответила запретом на две наиболее выгодные для Грузии статьи экспорта - вино и минеральную воду, - официально обосновав этот запрет санитарными соображениями.
Год назад Грузия арестовала четверых российских офицеров, обвинив их в шпионаже. Россия ответила блокированием всего транспортного и почтового сообщения с Грузией, одновременно объявив об отказе грузинам, живущим в России, в приеме денежных переводов - несмотря на то, что в соответствии с международными договорами не имеет права чинить препятствий банковской деятельности.
Затем Москва, заявив, что начинает решительную борьбу с грузинской организованной преступностью, дала указание начать обыски в ресторанах и казино и депортировала сотни 'нелегальных' иммигрантов из Грузии. Депортация была прекращена, но пока что транспортная блокада и экономические санкции действуют, и отменять их, судя по всему, никто не собирается.
Потеря Грузии с распадом СССР была для России серьезным ударом. Плодородные земли к югу от Кавказских гор, где развивается сюжет множества произведений русской литературы, около двух веков были частью Российской, а затем советской империй, и в России многие относятся к Грузии романтически.
Однако столь масштабное охлаждение в отношениях характерно только для последнего времени. По словам российских чиновников и аналитиков, сначала связи с правительством Михаила Саакашвили были вполне рабочими. Они добавляют, что Россия даже помогла Саакашвили, оказав дипломатическое давление на режим Эдуарда Шеварднадзе и тем самым не дав ему применить силу против 'революции роз'.
- Не сказал бы, чтобы приход Саакашвили был воспринят с большим энтузиазмом, - говорит президент московского Института стратегического анализа Александр Коновалов, - но мы были согласны с тем, что для безопасности и стабильности Грузии было бы лучше, если бы Шеварднадзе ушел со своего поста.
Также Россия помогла Саакашвили реинтегрировать отколовшуюся было Аджарию - но за Аджарией последовало необдуманное вторжение в Южную Осетию, и именно с этого момента отношения с Москвой начали быстро портиться.
Более того, правительство Саакашвили начало крутой разворот на прозападную политику, вступление в Европейский Союз и НАТО. Москва, по словам Коновалова, отреагировала словно брошенный супруг.
- Может быть, это неразумно, но [поведение Грузии] расценивается как супружеская измена.
Однако есть и более конкретные соображения. Россия настроена жестко против присутствия военных баз НАТО на стратегически важном Южном Кавказе. Беспокоят ее и последствия возможного вступления Грузии в НАТО, если к тому моменту у нее не будет мирных соглашений с Южной Осетией и другим сепаратистским регионом, Абхазией.
- Представьте: Грузия становится членом НАТО, и на следующий день заявляет: на нас напала Абхазия, которую поддерживает Россия, требуем военную помощь. Что будет делать НАТО? - спрашивает Михаил Александров, глава отдела Грузии Института стран СНГ.
Представители американского правительства утверждают, что Москва враждебно относится к Грузии, потому что завидует ее успехам на ниве строительства демократии. Русские же говорят, что демократические страны на их границах не несут им угрозы, а Грузия - и теперь они много цитируют грузинскую оппозицию - это вообще не демократическая страна.
- Говоря о Саакашвили, Западу просто промывают мозги, - считает Александров. - По крайней мере, промывают мозги общественности, поскольку власть все прекрасно знает - но играет свою геополитическую партию.
Также грузинские и западные чиновники, ссылаясь на быстрый экономический рост, ставший реальностью благодаря ультралиберальной политике правительства несмотря на российскую блокаду и отсутствие природных ресурсов, называют Грузию потенциальным уроком России.
____________________________________
Специальный отчет The Financial Times по Грузии - 31 октября 2007 г.
Лаборатория либерализма у дверей России ("The Financial Times", Великобритания)
Кавказ - место, где открывается очередная глава 'большой игры' ("The Financial Times", Великобритания)
_______________________________________
Читайте также:
Михаил Саакашвили@ИноTV: Экономический рост Грузии своими глазами ("Bloomberg", США)
Проверка для Саакашвили ("The Economist", Великобритания)
Гела Бежуашвили: 'Не потакайте России' ("The Jerusalem Post", Израиль)