Визит во Францию Алексия Второго, патриарха Московского и всея Руси, обращает наши взгляды на Русскую Православную Церковь. Вот уже шестнадцать лет, как она скинула оковы, после семидесятилетнего свирепого подавления советским режимом любой религиозной веры. Считается, что количество христиан, павших после 1917 года жертвами репрессий атеистической советской власти, - от 300 000 до 500 000 православных - превышает число первых христианских мучеников. 'Были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления' (Послание к Евреям святого апостола Павла, 11,37). И вопреки всему Русская Церковь выжила и вернулась к животворящей силе Евангелия и апостольской традиции.
Итак, тьма развеялась, какова же ситуация сегодня? Вызывает восхищение духовная и социальная работа людей или общественных организаций, многочисленных отдельных мирян и скромных священников на благо самых обездоленных слоев населения. Но, тем не менее, все, кто любят Русскую Церковь, кто чтит ее духовные и религиозные традиции, не могут не испытывать беспокойства при виде возрастающего сближения между Церковью и российским государством, которые должны, говоря словами патриарха Алексия Второго, работать рука об руку.
Первого февраля сего года президент Путин пошел еще дальше и заявил, что православие и ядерный щит - 'те составляющие, которые укрепляют российскую государственность, создают необходимые предпосылки для обеспечения внутренней и внешней безопасности страны'. Создается впечатление, что Патриарх Московский, не опасаясь инструментализации православия, пытается вернуть Церкви имперский статус, веря, что таким образом способствует распространению идей Евангелия. Но кто тут кем манипулирует?
Союз Церкви и государства еще более упрочился 4 сентября, когда в Храме Христа Спасителя состоялся праздничный молебен в честь 60-летия основания советского военного ядерного центра 'Арзамас-16'. Утверждается, что этот поразительный союз между атомной бомбой и кадилом освящен покровительством святого Серафима, великого русского чудотворца, жившего в XIX-го веке в Саровском монастыре, где был построен центр 'Арзамас-16'.
Преподобный Серафим никогда не благословлял войну, только аскезу, необходимую каждому христианину для стяжания благодати Святого Духа. Во время Отечественной войны 1812 года против Наполеона он проводил все свое время в молитвах. Его мысль о том, что путь ко спасению тысяч окружающих людей лежит через стяжание мирного духа, являет полную противоположность логике страха, основы доктрины ядерного устрашения. Это покровительство дурного толка противоречит учению Христа. Церковь должна гордиться своими святыми мучениками и аскетами, а не предполагаемым влиянием на князей и армии. Она может сохранить верность своему призванию, лишь говоря на языке креста, а не меча, ибо 'сила Господа свершается в немощи' (Второе послание к Коринфянам, 12, 9-10).
Мишель Ставру - профессор Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже
_________________________________
Россияне вновь вручают себя в руки Господа ("Liberation", Франция)
Православие - лекарство от недугов Европы ("Christian Science Monitor", США)