На этой неделе некоторые россияне отдают дань памяти миллионам соотечественников, погибших в ходе сталинских репрессий 1937-1938 г.: в стране этот период называют 'большим террором'. Однако речь идет не просто о ритуальных церемониях, посвященных семидесятой годовщине трагедии общенационального масштаба.
Некоторые траурные мероприятия стали результатом действий организаций гражданского общества, стремящихся выработать у страны иммунитет от старой болезни - репрессивности государства. Состоялась и официальная церемония. Это, будем надеяться, говорит о том, что нынешние российские лидеры по крайней мере осознают свою обязанность защитить общество от новых вспышек государственного террора против граждан.
После смерти Сталина в 1953 г. России не пришлось пережить столкновение с правдой о собственной истории, подобно тому как немцы после Второй мировой войны оказались лицом к лицу с преступлениями Третьего Рейха. Коммунистическая партия, именем которой сталинские палачи истребляли предков нынешнего поколения россиян, оставалась у власти еще 38 лет после кончины 'вождя народов'. В 1956 г. другой лидер партии, Никита Хрущев, выступил с закрытым докладом, в котором признал некоторые из сталинских преступлений. Однако он затронул лишь вершину айсберга, и к тому же в выступал перед высшими партийными функционерами, а не перед народом.
Поскольку после Сталина радикальной смены политического режима в стране не произошло, не было в России и никакого аналога Нюрнбергского процесса. На заседаниях этого международного трибунала был представлен огромный массив трагических свидетельств о нацистских преступлениях против человечности - от бюрократических документов, прилежно составлявшихся дотошными немецкими чиновниками, до кадров кинохроники.
Таким образом, члены российской правозащитной организации 'Мемориал' и сегодня заполняют 'белые пятна' недавней истории. В понедельник они вышли на Лубянскую площадь, где располагалась штаб-квартира советской тайной полиции, и по очереди, по тысяче в день, зачитывали имена людей, казненных в годы 'большого террора'. Среди жертв были рабочие, крестьяне, интеллигенты, партийцы - всех их объявили классовыми врагами или врагами государства.
Во вторник российский президент Владимир Путин - бывший офицер КГБ - вместе с главой Русской Православной Церкви, патриархом Алексием II присутствовал на панихиде в другом месте, где в конце тридцатых проводились массовые казни. Он возложил венок к братской могиле на бывшем военном полигоне в Бутово, на окраине Москвы: там в годы террора были расстреляны десятки тысяч людей. Путин выполнил долг перед соотечественниками, признав, что миллионы их дедов и прадедов 'были сосланы в лагеря, расстреляны, замучены'. Подобное, отметил он, происходит, 'когда привлекательные на первый взгляд, но пустые на поверку идеалы ставились выше основной ценности - ценности человеческой жизни, выше прав и свобод человека'.
Россиянам остается надеяться, что Путин и его преемники не только на словах, но и на деле, докажут, что отвергают принцип полного подчинения гражданина государству, создающий основу для подобных преступлений.