Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Как Европа может надавить на Иран

Совместные действия и инициативы США и отдельных европейских стран по оказанию давления на Иран могут усилить позиции тех сил в Тегеране, которые выступают за компромисс

Как Европа может надавить на Иран picture
Как Европа может надавить на Иран picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Совместные действия и инициативы США и отдельных европейских стран по оказанию давления на Иран могут усилить позиции тех сил в Тегеране, которые выступают за компромисс. Это также наглядно продемонстрировало бы Китаю, России и медлительным европейским государствам, что действия против Ирана будут предприняты - с их участием или без него. Если такой подход их не устраивает, пусть они сами предложат реальную альтернативу, которая может заставить Иран остановить свою программу ядерного обогащения.

США на прошлой неделе усилили финансовое давление на Тегеран, в одностороннем порядке введя санкции против влиятельного иранского Корпуса стражей исламской революции, трех государственных банков и целого ряда важных государственных чиновников в связи с их причастностью к финансированию режимом террористической деятельности и к работам, связанным с оружием массового уничтожения. Понимая, что американские денежные рынки дают Вашингтону серьезные рычаги давления, высокопоставленные руководители из министерства финансов США последние два года убеждают международные финансовые учреждения в том, что деловые связи с Ираном могут нанести большой ущерб их репутации и затруднить им выход на американский рынок. В результате целый ряд таких учреждений, включая швейцарские банки UBS и Credit Suisse, а также немецкие Commerzbank и Deutsche Bank, прекратили либо значительно сократили деловые связи с Ираном.

Однако в такой односторонней стратегии есть и свои недостатки. Те компании и финансовые институты, которые не ведут деятельности в США, могут проигнорировать предостережения, звучащие из Вашингтона. Однако опасность оказаться отрезанными от Нью-Йорка и другой ведущей мировой финансовой столицы - Лондона - слишком серьезна, и немногие фирмы готовы будут пойти на такой риск. Мало кто может себе позволить переместить свои капиталы в финансовый центр поменьше и таким образом упустить возможности, предлагаемые исключительно Нью-Йорком и Лондоном, делая это лишь ради продолжения деловых отношений с Ираном.

Поэтому незамедлительные действия британского премьер-министра Гордона Брауна в поддержку Вашингтона вызывают оптимизм. Он в связи с этим отметил: 'Мы поддерживаем американские усилия, направленные на наращивание давления на иранский режим'. Но хотя открытая поддержка ближайшего союзника США несомненно поможет усилить эффект таких односторонних акций, Великобритания могла бы сделать в этом плане гораздо больше.

Если бы британское правительство направило столь же строгое предупреждение банкам, оно могло бы значительно усилить финансовое давление на Иран. В Лондоне действует более 550 зарубежных и международных банков, а также 170 с лишним фирм по торговле ценными бумагами. По оценке бывшего руководителя компании Goldman Sachs International Питера Вайнберга (Peter Weinberg), в следующие несколько лет в Лондон поступит от 50 до 100 миллиардов долларов ближневосточных денег. Согласованные визиты высокопоставленных американских и британских официальных лиц в крупные финансовые институты могли бы стать особенно эффективным способом убеждения делового сообщества в том, что бизнес с Ираном чреват рисками, пока Тегеран игнорирует распоряжения Совета Безопасности ООН по поводу его ядерной программы. Совместные американо-британские усилия могли бы иметь особый вес в настоящий момент, поскольку 11 октября рабочая группа по борьбе с финансовыми злоупотреблениями (Financial Action Task Force) выступила с заявлением по Ирану. Этот основанный 'большой семеркой' международный орган, включающий в свой состав 34 государства, дал инструкции финансовым институтам 'уделять повышенное внимание вопросам благонадежности' при ведении дел с Ираном, дабы избежать оказания непреднамеренной финансовой поддержки террористам и отмывания денег. Министр финансов США Генри Полсон (Henry Paulson) после принятия Вашингтоном новых мер против Тегерана сказал: 'В отношениях с Ираном практически невозможно узнать, кто твой клиент; нельзя быть уверенным в том, что он невольно не помогает режиму вести себя столь безрассудно'.

Хотя Великобритания располагает особенно мощными инструментами давления, другие европейские страны тоже могут проявить желание и готовность усилить финансовое и экономическое воздействие на Иран. Теоретически это следует сделать на уровне Евросоюза - такой вариант был бы идеален. Именно за это выступает французский президент Николя Саркози. Но пока не появилась третья резолюция Совета Безопасности ООН о введении дополнительных санкций, многие страны ЕС, главным образом, Германия, Австрия и Испания, действуют весьма неохотно. В связи с этим французы предложили следующее: тем европейским государствам, которые готовы действовать, не нужно ждать проявления единодушия. Франция уже объявила о том, что требует от крупных французских компаний воздержаться от инвестирования средств в Иран.

Совместные действия и инициативы США и отдельных европейских стран по оказанию давления на Иран могут усилить позиции тех сил в Тегеране, которые выступают за компромисс. Это также наглядно продемонстрировало бы Китаю, России и медлительным европейским государствам, что действия против Ирана будут предприняты - с их участием или без него. Если такой подход их не устраивает, пусть они сами предложат реальную альтернативу, которая может заставить Иран остановить свою программу ядерного обогащения.

Патрик Клосон - заместитель директора Вашингтонского института ближневосточной политики по исследовательской работе и автор ряда книг по Ирану. Майкл Джекобсон - старший научный сотрудник этого института, работающий в Программе Штайна по терроризму, разведке и политике (Stein Program on Terrorism, Intelligence, and Policy). Ранее он был старшим советником отдела финансовой разведки и борьбы с терроризмом министерства финансов США.

____________________________________________________________

Перспектива катастрофы в Иране должна заставить Европу научиться принимать трудные решения ("The Guardian", Великобритания)

Перспективы по Ирану не внушают особого оптимизма ("The International Herald Tribune", США)