КАБУЛ (Афганистан). - Афганистан - все-таки не Ирак. Уже хорошо. Десятилетия войны основательно разрушили страну, но не настолько искалечили психику людей, как десятилетия тоталитарного ада при Саддаме Хусейне. Во взгляде афганца сквозь пелену страха явственно просвечивает огонек инициативы.
По всей этой нищей стране - уровень жизни здесь не выше, чем в Центральной Африке - повсюду заметны признаки предприимчивости и оживления: новые ковроткацкие предприятия, растущие урожаи зерна, только что открытые школы, панели солнечных батарей на крышах глинобитных домов. Темпы экономического роста превышают 8%.
После падения режима талибов в 2001 г. 4 миллиона афганских беженцев снова оказались на родине: за весь послевоенный период мы не наблюдали такого масштабного возвращения людей в родные дома после конфликта. До 38% школьников составляют девочки - еще недавно они вообще не учились. Жизнь афганцев меняется: строятся дороги, больницы, мобильные телефоны есть уже у нескольких миллионов человек.
Может показаться, что американская финансовая помощь - 22 миллиарда долларов с 2002 г.; рассматривается вопрос о выделении еще 5,6 миллиардов в 2008 г. - дает неплохую отдачу. Стратегическая цель этих вложений - обеспечить стабильность в Афганистане, чтобы страна больше не 'сдавалась внаем' террористам и их одноглазому предводителю.
Но если дела в Афганистане и идут лучше, чем в Ираке, то сказать, что он уже избавился от бремени войны все же нельзя. По сравнению с ним Ливан выглядит стабильным государствам. Подобно Польше, Афганистан пережил все несчастья, выпадающие на долю слабой страны, 'зажатой' между могущественными соседями. Однако, в отличие от Польши, здесь выращивают опиумный мак, и регион, в котором волею географии расположен Афганистан, отличается взрывоопасной волатильностью.
И это, конечно, сулит мало хорошего.
Мне довелось услышать немало мнений о том, как долго Афганистан не сможет обойтись без военной помощи Запада, но откровеннее всех высказался министр юстиции Абдул Джаббар Сабит (Abdul Jabbar Sabit): 'Афганская армия будет не в состоянии защищать страну еще 10 лет, поэтому международные силы должны оставаться здесь как минимум столько же'.
Что ж, это реалистическая оценка. США не жалеют усилий, чтобы к 2009 г. создать в стране надежную армию численностью в 72000 человек. В количественном плане, эту задачу, вероятно удастся выполнить в срок, но способности действовать самостоятельно и проводить масштабные операции этим войскам явно будет не хватать. Капитан Сильвен Карон (Sylvain Caron) - канадский 'наставник' только что сформированного афганского батальона, считает: 'Перестройка сознания займет лет 20'.
С полицией дело обстоит намного хуже. Уровень ее подготовки просто ужасает. Низкое жалованье полицейских - недавно его с большим опозданием увеличили с 50 до 100 долларов - порождает повальную коррупцию, особенно в 'наркорегионах'. Работа по созданию более или менее эффективных правоохранительных органов едва началась.
'Мы исходим из того, что наше присутствие в этой стране будет носить долгосрочный характер', - отметил в разговоре со мной американский посол Уильям Вуд (William Wood). Сколько же мы будем здесь оставаться? 'В течение ряда лет'. Как в послевоенной Германии? 'С моей стороны было бы нечестно делать вид, будто я могу назвать вам конкретную цифру'. Однако, подчеркивает посол, 'роль американских военных изменится'.
Да, она будет сокращаться, но медленно. Поскольку Афганистан балансирует на краю пропасти, следующему президенту США также придется столкнуться в этой стране с серьезнейшими проблемами. Ему (или ей) необходимо будет откровенно сказать американскому народу - чего так и не сделал Буш - какое реальное бремя, связанное с попытками 'отстроить' сразу две страны с нуля, ему придется нести. И это бремя уже невозможно возлагать только на плечи семей наших военных, каковы бы не были масштабы вывода нашего контингента из Ирака.
Дело в том, что в отличие от Ирака, в решении афганской проблемы у США теперь есть реальные союзники. Бывший немецкий министр обороны Петер Штрук (Peter Struck) как-то сказал, что линия обороны Германии 'проходит и через Гиндукуш'. Однако, по мере того, как масштабы насилия в Афганистане возрастают, и потери увеличиваются, решимость европейцев слабеет.
Следующему президенту придется приложить немало усилий для поддержания солидарности в рядах НАТО. И серьезнейших проблем, которые предстоит решать в Афганистане, более чем достаточно. Среди них - необходимость разрушить симбиоз между наркоторговцами и движением 'Талибан'. Вуд говорит о 'взрывном росте наркоиндустрии', которая 'финансирует талибов' и ведет 'собственное наступление против государственных институтов'. На борьбу с наркотиками здесь израсходовано более 2 миллиардов долларов, но 'результата нет', признает посол.
Среди других задач - обуздание повального мздоимства губернаторов, назначенных президентом Хамидом Карзаем, совершенствование координации порой идущих вразрез друг с другом усилий международного сообщества, и ограничение масштабов вмешательства Пакистана и Ирана в афганские дела.
'Мятежники порой отсиживаются там, куда мне заходить запрещено', - признает командующий войсками НАТО в Афганистане генерал Дэн К. Макнил (Dan K. McNeill). Вуд в беседе со мной заметил: страна 'сталкивается с мятежом, причем инсургенты способны восстанавливать силы за ее пределами'. И это весьма серьезно. Насколько можно судить по этим репликам, движение 'Талибан' по-прежнему во многом 'делается' в Пакистане. Попытки США заучиться необходимым сотрудничеством этой союзной страны успеха не имеют.
Все перечисленные проблемы усугубляются непопулярностью бушевской Америки. Иран рассматривает ситуацию в Афганистане как очередную возможность нанести урон американским интересам. И он в этом не одинок. Такие же игры в последнее время полюбила Россия, да и Китай не прочь в них поучаствовать. Что же касается НАТО, то нынешнее восприятие европейцами Америки как воинственной державы, смотрящей на мир упрощенно и нечуткой к специфике ислама, укреплению единства не способствует.
Буш во многом породил эту проблему, поэтому решить ее он не в состоянии. Однако цена поражения в Афганистане попросту неприемлема. Оно погубит НАТО, еще больше дестабилизирует обстановку в Пакистане - а ведь это ядерная держава. В этом случае главари 'Аль-Каиды', стремящиеся обзавестись ядерным оружием, выберутся из укрытий в пещерах Вазиристана и снова перейдут в наступление.
Наконец, тогда афганские девочки снова не смогут ходить в школу. В общем, каждому серьезному претенденту на Белый дом необходимо пройти 'кабульский краткий курс' - не в плане мздоимства, разумеется.
________________________
Роджер Коэн: Время бундесмахта ("The New York Times", США)
Афганистан: героин или демократия ("BBC World", Великобритания)