Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Война с Ираном обернется войной с Россией

Надо свериться со сценарием!

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ключевым, хотя и мало освещенным в прессе моментом визита президента России Владимира Путина в Тегеран на прошлой неделе стала его личная встреча с верховным лидером Ирана аятоллой Али Хаменеи. По сообщению высокопоставленного представителя дипломатических кругов в Тегеране, Путин и Хаменеи выработали совместный план эффективного противодействия запланированному администрацией Буша упреждающему нападению на Иран. Нападение на Иран будет расцениваться Москвой как нападение на Россию

Ключевым, хотя и мало освещенным в прессе моментом визита президента России Владимира Путина в Тегеран на прошлой неделе стала его личная встреча с верховным лидером Ирана аятоллой Али Хаменеи.

По сообщению высокопоставленного представителя дипломатических кругов в Тегеране, Путин и Хаменеи выработали совместный план эффективного противодействия запланированному администрацией Буша упреждающему нападению на Иран (американцы не исключают даже нанесение ядерного удара). Нападение на Иран будет расцениваться Москвой как нападение на Россию.

Сообщение произвело эффект разорвавшейся бомбы - но и это еще не все. Неожиданно для всех с поста руководителя иранской делегации на переговорах по ядерной программе ушел Али Лариджани. На этой неделе, находясь в Риме, Лариджани сообщил информационному агентству IRNA, что 'атомная политика Ирана носит стабильный характер и не претерпит изменений по причине смены главы Верховного совета национальной безопасности'. Лариджани будет и в дальнейшем присутствовать на заседаниях ВСНБ, но уже в качестве представителя аятоллы. Лариджани даже напомнил представителям Запада, что все решения, касающиеся мирного атома, в Иране принимает верховный лидер. В Рим Лариджани прибыл для того, чтобы вместе с новым главой иранской делегации Саидом Джалили встретиться с представителем ЕС Хавьером Соланой (Javier Solana). Джалили, как и президент Ахмадинежад, ранее служил в Корпусе стражей Исламской революции.

Встреча Путина с Хаменеи - событие само по себе необыкновенное, так как верховный лидер Ирана редко принимает иностранных государственных деятелей, включая даже такие ключевые фигуры, как Путин. По сообщению одного из дипломатических источников, российский президент известил иранского лидера, что у него в руках, возможно, находится окончательное решение бесконечного вопроса иранской ядерной программы. По данным IRNA, верховный лидер сперва подчеркнул, что Иран будет и в дальнейшем развивать свою мирную атомную программу, а затем добавил: 'Мы будем обдумывать ваши слова, ваше предложение'.

Сам Лариджани в беседе с иранскими журналистами заявил, что Путин разработал 'особый план', а Хаменеи нашел его 'достойным рассмотрения'. Однако Ахмадинежад публично отрицает, что российская сторона выдвигала какие-либо предложения.

Воинственно настроенные приближенные Ахмадинежада намекают, что предложение Путина заключается во временной приостановке Ираном программы обогащения урана в обмен на снятие санкций ООН. Собственно, этот вариант уже давно предлагает глава МАГАТЭ Мохаммед аль-Барадеи. Вопрос - что Иран получит взамен. Ответ, конечно, зависит не от Соланы. Россию же удовлетворит только политико-дипломатическое разрешение ситуации вокруг ядерной программы Ирана.

Вице-президент США Дик Чейни (Dick Cheney), которого даже сенатор Хиллари Клинтон (Hillary Clinton) называет не иначе как Дартом Вейдером, видимо, пребывает в дикой ярости. Но факт остается фактом: после саммита по Каспийскому морю Иран и Россия официально договорились о стратегическом партнерстве. Об опасности развязать третью мировую войну они, конечно, не думают.

Надо свериться со сценарием!

Неожиданно найденное взаимопонимание между Путиным и Хаменеи, возможно, вскрывает серьезный внутренний раскол в правящих кругах Исламской Республики. Лариджани был из 'ястребов', но в то же время - из реалистов; о Джалили пока известно мало, но он явно еще воинственнее, чем предшественник. Казалось бы, возобладала линия Ахмадинежада - но не все так просто.

Влиятельный советник верховного лидера по дипломатическим вопросам Али Акбар Велаяти высказался о перестановке крайне негативно. Более того: критика президента за серьезнейшие провалы в сфере экономики уже стала общим местом. В интервью, данном газете Etemad-e Melli, прежний глава иранской делегации Хасан Ровхани заявил: 'Санкции [ООН] сказываются на ситуации, положение ухудшается день ото дня'.

В течение последних двух месяцев Ахмадинежад занимался тем, что назначал своих товарищей по Корпусу стражей Исламской революции на ключевые посты (например, на пост главы Центробанка, а также на посты министров нефти, промышленности и внутренних дел). В стране ширятся репрессии. В воскресенье перед университетом Amir-Kabir сотни студентов устроили демонстрацию протеста под лозунгами 'Смерть диктатору'.

Бывший президент Хашеми Рафсанджани в настоящее время возглавляет Совет экспертов и фактически пользуется большим влиянием, чем президент. Известный своей предельной прагматичностью, он не замедлил отреагировать на происходящее, заявив: 'Мы не можем насильно заставлять людей думать по-другому и устанавливать режим диктатуры'.

На этой неделе в происходящее вмешался сам верховный лидер. Он заявил: 'Я в целом одобряю деятельность правительства, но это не значит, что я одобряю все его действия'. В условиях сложившейся взрывоопасной ситуации эти слова производят эффект разорвавшейся бомбы.

Не нужно напоминать, что в Иране командует верховный лидер, а уж он точно не желает, чтобы администрация Буша начала третью мировую войну. И если Ахмадинежад отклонится от заданного сценария, от него могут попросту избавиться как от ненужной фигуры.

___________________________________________

Качинс: Россия напряженно работает над разрешением иранского ядерного кризиса ("Council On Foreign Relations", США)

Непостижимая иранская стратегия России ("U.S.News", США)