Статья опубликована 9 ноября 1917 года
_____________________________________________
'Власть над городом в руках большевиков. Г-н Керенский низложен.' Так обобщает ситуацию в Петрограде телеграфное сообщение от 8 ноября. Похоже, что за вчерашний день положение усложнилось, поскольку 7 ноября в 4 часа вечера телеграфировали лишь о том, что революционеры захватили телеграф, Госбанк, Мариинский дворец, где заседает Республиканский Совет (Предпарламент, прим. перев.), заседания которого, естественно, были прерваны.
До вчерашнего дня не сообщалось ни о каких серьезных беспорядках. Распорядок жизни и транспортное сообщение в городе оставались обычными.
В среду (7 ноября, прим. перев.) к 5 часам вечера революционный комитет опубликовал воззвание о том, что Петроград у них в руках, благодаря поддержке гарнизона, которая позволила провести переворот без кровопролития. В прокламации объявлено, что новая власть незамедлительно предложит заключить справедливый мир, передаст землю крестьянам и созовет Учредительное собрание.
Вчера, в четверг, делегаты Совета обратились ко всем военным частям со следующим заявлением: 'Сегодня Советы объединились. Армейские комитеты приказали направить делегатов, чтобы выразить волю армии. Отказаться от участия в обсуждениях, на которых будет решаться судьба Революции означало бы совершить ошибку, которую история не простила бы. Выбирайте ваших делегатов, из расчета один на 25 тыс. человек, и направляйте их на собрание Советов'.
Судить о точном положении дел можно только по сведениям из революционного правительства. Так, офисы телеграфного агентства Вестник со вчерашнего дня оккупированы отрядом моряков, подчиняющимся приказам революционного комитета Совета рабочих и солдатских депутатов. Контроль над телеграфом осуществляет комиссар комитета.
***
Однако нет оснований сомневаться в общей правдивости фактов, изложенных в различных сообщениях. Кроме того эта революция никого не удивляет. Правительство г-на Керенского и сам г-н Керенский за свою короткую карьеру совершили столько ошибок и показали себя настолько несоответствующими требованиям момента, что их неспособность выдержать малейшее волнение была очевидной. Только неискоренимый оптимист мог предположить, что эти бесчисленные речи, доклады, воззвания, в которых заключалась деятельность этого правительства бездействующих ораторов могут принести что-нибудь полезное делу Союзников.
Те, кто придут ему на смену будут, конечно, не лучше. Каково бы ни было влияние, которое Германия прямо или косвенно, с помощью денег или идей, оказывает на новую власть, она будут не хуже прежней. Как и то правительство, которое только что исчезло, новое также начало с воззвания. Оно намерено немедленно предложить заключить 'справедливый мир'. Это означает, что оно заявляет о своей готовности нарушить данное слово. И несомненно, это предательство, если оно будет совершено, станет тяжелым ударом для Союзников. Но что имеют в виду деятели Советов под справедливым миром? И если это тот мирный договор, который они сформулировали в своих программах, думают ли они, что центральные империи захотят поставить под ним свои подписи? В таком случае реальность быстро заставит их убедиться в своей ошибке.
***
Впрочем, ужасное состояние, в которое ввергло эту несчастную страну революционное безумие, делает невозможным заранее что-либо предсказать. Можем ли мы говорить хотя бы о том, что только что установленная путем насилия власть удержится? Признает ли силовую смену власти в Петрограде вся Россия? А этот народ, от которого уже не нужно ничего ожидать на заграничной войне, не готов ли он к войне гражданской?
Будущее и очень близкое будущее принесет нам ответы на эти страшные вопросы. В любом случае, окончательное крушение надежд, которые питали Союзники в отношении русских вооруженных сил, в чем-то даже лучше невыносимой двусмысленности из-за наличия у власти правительства, находящегося в заложниках своих злейших врагов и решительно не способного действовать.
___________________________________
Свобода всего мира под угрозой, если только американский меч не восстановит баланс ("The New York Times", США)
Разговор с главным большевиком ("The New York Times", США)
Возможно, Россия пользуется особым покровительством богов ("The New York Times", США)
Интервью с Лениным ("The Guardian", Великобритания)
Как большевики взяли Зимний дворец ("The Guardian", Великобритания)