В Польше к власти пришла новая партия, не намеренная автоматически одобрять размещение в этой стране противоракетной базы, вокруг которой ведется столько споров. Похоже, что будущее американской системы, призванной защитить Европу от возможной ракетной атаки со стороны Ирана, начинает зависеть не от пропагандистских возражений Путина, а от новой реальности избранного польского правительства.
Теледебаты между догматичным и мстительным премьер-министром Ярославом Качиньским и убежденным центристом и либералом Дональдом Туском, возглавляющим оппозиционную партию 'Гражданская платформа', были одними из лучших в своем роде. Ко всеобщему удивлению, тихий обычно Туск буквально разгромил своего воинственного оппонента.
За победой в телеэфире последовала победа на выборах. Польский избиратели, а, прежде всего, молодежь, испытывающая отвращение к самодовольным близнецам Качиньским, занимавшим должности премьер-министра и президента, массово отправились на выборы, чтобы проголосовать против продолжения господства донкихотствующей партии близнецов 'Право и справедливость'.
Самым удивительным было то, что на этот раз консервативный средний класс польских городов предпочел 'Платформу' 'Праву и справедливости'. Президент Лех Качинський был настолько шокирован и разочарован оскорблением, нанесенным его семье, что не стал, как глава государства, официально поздравлять нового главу правительства.
Если Туск и его 'Гражданская платформа' смогут организовать работоспособную коалицию, то отношения Польши с ее партнерами по Европейскому Союзу будут в большей мере настроены на сотрудничество и сбалансированы. Однако, в то же время ожидается, что новое варшавское руководство будет более требовательно в отношении планов Вашингтона по размещению в Польше десяти ракет-перехватчиков.
В планах Туска значится вывод польских войск из Ирака. Кроме того, он дал понять, что американский план размещения системы ПРО может быть одобрен им и его партией только в том случае, если его стране будут даны более серьезные преимущества и механизмы контроля. Однако эта новая, ужесточенная позиция, похоже, пока не тревожит Белый дом.
Определение 'либеральный' применительно к 'Гражданской платформе' и Дональду Туску явно несет в себе классические либеральные коннотации, а не те левые по своему характеру идеи о контроле правительства над бизнесом и промышленностью, с которыми оно обычно ассоциируется. Партия официально выступает за скорейшую приватизацию более, чем 1000 государственных предприятий, к чему формально более правая партия 'Право и справедливость' не проявляла особого интереса. По этой причине Туск получил мощную поддержку бизнеса, рассчитывающего на скорый рост на Варшавской фондовой бирже.
Если верить 'Гражданской платформе', то она намерена предпринять серьезные шаги по реформированию системы налогообложения, введя единую ставку подоходного налога в 15 процентов для предприятий и частных лиц. В то же время, они призывают в пятилетний срок перейти на евро. Заявления Дональда Туска и его главных советников создают такое впечатление, что они намерены стать катализатором развития частного бизнеса и инвестиций. Но именно здесь у них возникает проблема.
'Гражданская платформа' получила 209 мест в парламенте, но для абсолютного большинства в парламенте, состоящем из 460 депутатов, ей требуется 231 место. Идут переговоры о создании коалиции с Крестьянской партией, получившей 31 мандат. Эта задача будет трудной, потому что левая в принципе Крестьянская партия будет ставить жесткие условия, когда пойдет речь о сокращении государственных субсидий и свертывании вмешательства государства вообще.
С новым руководством не приходится рассчитывать на смену отношения Варшавы к Москве. Если Путин не сделает большой шаг навстречу, то находясь в заложниках российского господства в области поставок энергоносителей, правительство, возглавляемое Туском, продолжит занимать непреклонную позицию.
Хорошее знание Дональдом Туском английского языка и неконфронтационная манера общения будут восприняты как изменение к лучшему по сравнению с ограниченной способностью или даже неготовностью вести диалог, отличавшей политический стиль братьев Качиньских на переговорах с ЕС. Особенно рады должны быть немцы, которые считали (возможно, справедливо), что братья преднамеренно обостряли отношения, напоминая о разрушительной оккупации Польши Германией в годы Второй мировой войны.
По мнению большинства европейских комментаторов, напористость, с которой Качиньские создавали такой политический капитал, не обязательно исчезнет с приходом нового правительства. Тем не менее, в рядах самой 'Гражданской платформы' имеются разногласия по многим вопросам. Возможно, для того, чтобы провести тот или иной законопроект, премьер-министру Туску придется убеждать не только партнеров по коалиции, но и многих однопартийцев.
Самое главное для Вашингтона - то, что Польша продолжит быть лояльным членом европейского сообщества наций, отстаивая в характерной для себя манере полноту собственного суверенитета. Таким же образом проамериканские инстинкты и традиция Варшавы будут уравновешены соображениями выгоды. Полякам никогда не нравилось быть чьими-либо вассалами или восприниматься в качестве таковых. Несомненно, ничего в этом плане не изменится и теперь.
Джордж Уиттман - член Комитета по борьбе с реальной опасностью (Committee on the Present Danger), один из основателей и первый председатель Национального института публичной политики (National Institute for Public Policy)
______________________________________
Польша между Европой и . . . Россией ("Le Nouvel Observateur", Франция)
Сталинград Качиньских; поляки выбрали нормальность ("Dziennik", Польша)