Успешное завершение проектов Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) и Баку-Тбилиси-Эрзурум (БТЭ), которые стали первым шагом в обеспечении транспортировки каспийских энергоносителей на Запад в обход России, позволило рассматривать проекты новых трасс. Набукко, Турция-Греция-Италия, 'расширение' БТД до Израиля, транскаспийские проекты поставок казахской нефти и туркменского природного газа через Азербайджан в Европу - все эти проекты ожидали реализации БТД и БТЭ.
Завершение строительства этих двух трубопроводов ускорило практическую работу по другим давно запланированных проектам. Это вызвало конкуренцию среди проектов в обход России и против России, а также поставило вопрос, чем наполнять новые трубопроводы. С другой стороны, международное сообщество и проекты, которые оно поддерживает, начали противоречить друг другу.
Угроза использования Россией поставок энергоресурсов в качестве политического инструмента сыграла большую роль в ускорении работ по реализации новых проектов. На повестке дня энергетического саммита в столице Литвы - Вильнюсе, который прошел 10-11 октября 2007 года, - нефтепровод Одесса-Броды.
Нефтепровод Одесса-Броды
Больше всего критики вызывает то, что проект выгоден не с экономической точки зрения, а с политической. В частности, Украина с тех пор, как началась работа по нефтепроводу, столкнулась с энергетическими проблемами, и смогла частично решить их в 2004 году, начав использовать трубопровод в реверсном режиме. Строительство нефтепровода Одесса-Броды в 2001 году ставило цель: уменьшить зависимость Украины от российской нефти и расширить поставки нефти в другие районы Европы. Но Украина не смогла, как планировала, подписать соглашения с поставщиками нефти.
16 ноября 2004 года Украина взяла кредит в размере 108 миллионов долларов у компании 'Скилтон', входящей в российско-британскую компанию ТНК-BP, и затем подписала договор на поставку российской нефти из Брод в Одессу. 26 декабря 2006 года было подписано дополнительное трехлетнее соглашение между 'Транснефтью' и ТНК-BP.
После прихода к власти Ющенко Украина непрерывно вела дипломатические переговоры по вопросу использования трубопровода Одесса-Броды в соответствии со своим целями (прокачка каспийской нефти в Европу - прим. переводчика). Даже Виктор Янукович, сторонник России и соперник Ющенко в оранжевой революции, будучи премьер-министром, посетил Баку, где просил поддержать трубопровод нефтью. В Баку были проведены переговоры по продолжению строительства до Гданьска и транспортировки каспийских энергоресурсов через Грузию до Черного моря. Проект имеет серьезную поддержку со стороны Украины, Польши и Литвы. Эти страны диверсификацией поставок энергоносителей и транспортных направлений стремятся снизить свою зависимость от России.
Россия видит в этом проекте не экономические, а политические причины. Как отметил заместитель главы компании 'Транснефть' Сергей Григорьев, нет гарантий того, что к окончанию строительства трубопровода для его наполнения найдется нефть. Если нефть и такие гарантии будут, то это станет свидетельством того, что проект имеет экономическую подоплеку.
Предлагается два варианта доставки нефти к трубопроводу: первый - из Грузии в Одессу по трубопроводу, другой - танкерами. Но транспортировка танкерами повысит стоимость нефти. Строительство же нефтепровода по дну Черного моря вызовет критику России. Для реализации планируемого проекта были проведены две встречи: одна встреча прошла 12 мая 2007 года в польском Кракове, чтобы заручиться поддержкой Азербайджана и Казахстана в вопросе обеспечения энергоресурсами, другая - 10-11 октября в литовской столице Вильнюсе, чтобы получить политическую поддержку ЕС и США. На вильнюсском саммите было решено провести еще одну встречу в украинской столице в 2008 году. В Киеве будут рассмотрены детали финансирования и выбора направления трубопровода. Литва хотела бы продолжить отрезок Одесса-Броды до своего нефтеперерабатывающего завода в Мажейкяе.
Удар Путина по саммиту в Кракове
На саммите в Кракове присутствовали президенты Польши, Литвы, Украины, Грузии и Азербайджана. Однако неслучайно в день проведения саммита президент России Владимир Путин встретился с президентами Туркменистана и Казахстана, на встрече также была подписана декларация о нефтепроводе. Визит Путина в Центральную Азию помешал участию президента Казахстана в саммите в Кракове, а подписание меморандума о намерениях стало ударом по саммиту.
Предполагалось, что в противовес краковской встрече в верхах три президента подпишут декларацию о строительстве трубопровода вдоль каспийского берега, что это вызвало беспокойство многих стран региона. Поездка Путина в Центральную Азию и подписание двумя государствами меморандума о намерениях стали причиной для тревоги организаторов краковского саммита. Ведь одна из основных задач саммита в Польше была в том, чтобы заручиться поддержкой, как Азербайджана, так и Казахстана, в обеспечении нефтью проекта Одесса-Броды. Однако, несмотря на участие на саммите президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева, и его слова о том, что для Азербайджана трубопровод БТД сейчас первостепенен, была ясно продемонстрирована невозможность предоставления достаточного количества нефти для этого проекта в ближайшее время.
Несмотря на все эти минусы, участники польского саммита обсудили дальнейшее энергетическое сотрудничество. В конце саммита пять стран приняли концепции по выработке общей энергетической стратегии в отношении каспийского бассейна, продемонстрировали решимость продлить трубопровод Одесса-Броды до Гданьска, а также приняли решение создать для его достройки консорциум.
На уровне специалистов энергетических министерств пяти стран также будет создана рабочая группа, которая подготовит вопросы для обсуждения на следующих переговорах в соответствии с результатами краковского саммита. Подобная ситуация наводит на мысль о создании нового энергетического блока. Одним из важнейших решений той встречи в верхах стало проведение энергетического саммита в октябре в столице Литвы - Вильнюсе.
Саммит в Вильнюсе
Россия не смогла трансформировать Декларацию о трубопроводе вдоль берега Каспийского моря, подписанную Россией, Казахстаном и Туркменистаном 12 мая 2007 года, в окончательный договор.
На встрече межправительственной комиссии стран-участниц краковского саммита в 2004 году в рамках работы по продлению нефтепровода Одесса-Броды до Гданьска, было решено эмитировать акции компании 'Сарматия', созданной при партнерстве 'Уктранснефти' и польской компании PERN.
5 июля 2007 года на встрече в Варшаве энергетических компаний пяти стран-участников уставной капитал этой компании был повышен с 759 тысяч долларов до 4,5 миллионов долларов. На саммите в Вильнюсе Азербайджан, Украина, Грузия, Польша и Литва подписали соглашение, предусматривающее вхождение компаний этих стран в 'Сарматию'. Несмотря на приглашение, на саммит тогда не приехали ни президент России Владимир Путин, ни представители российских государственных компаний 'Газпром' и 'Роснефть'. Как завил официальный представитель МИД Литвы Жигимантас Павилионис, такое поведение демонстрирует, что Россия боится открытых и прозрачных конференций подобного рода и предпочитает двусторонние переговоры.
Кроме того, президент Франции Николя Саркози в последнюю минуту сообщил, что он не сможет участвовать в вильнюсском саммите из-за своей встречи с Путиным. Затем два президента подписали на этой встрече соглашение о сотрудничестве между французской государственной корпорацией и российскими энергетическими компаниями. Госсекретарь США Кондолиза Райс также предпочла вильнюсскому саммиту визит в Москву, чтобы обсудить вопрос размещения американской системы ПРО.
Германия, вообще без объяснения причин, просто не отправила своего официального представителя на саммит. Отсутствие на вильнюсском саммите Франции и Германии показывает, что эти две страны в отличие от маленьких государств видят в России энергетического партнера. Неучастие в саммите президента Франции и госсекретаря США можно расценить как 'победу России'.
Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов, отправив на встречу министра по использованию углеводородных ресурсов Байраммурата Мурадсова, дал понять, что Туркменистан будет предпринимать более серьезные шаги в энергетической сфере по поиску альтернативы Россиии. Президент Казахстана Назарбаев также не стал посещать Вильнюс, как прежде и Краков, послав на этот саммит министра энергетики и природных ресурсов Сауата Минбаева. Минбаев отметил, что Казахстан дал обещания России поддержать ее проект, и будет координировать с ней все изменения. Он также добавил, что Казахстан поддержит и новый проект, чем продемонстрировал стремление Казахстана остаться его участником.
10 октября 2007 года Азербайджан, Грузия, Литва и Польша подписали соглашение о сотрудничестве в энергетической сфере, а также соглашение о создании консорциума, который займется строительством трубопровода Одесса-Броды-Гданьск. Азербайджан на встрече в Кракове не заявил о своей однозначной поддержке, однако на вильнюсском саммите договор подписал, чем также подтвердил свою приверженность проекту. После саммита в Кракове министр энергетики и природных ресурсов Натик Алиев заявил, что Азербайджан поддержит проект в том случае, если получит возможность приобретать нефтеперерабатывающие заводы в транзитных странах, поскольку сегодня Азербайджан изменил свою энергетическую стратегию, согласно которой отдает приоритет продаже нефтепродуктов, а не сырой нефти.
Наибольшую же потребность в строительстве трубопровода Одесса-Броды испытывают Польша, Украина, и Литва. Поскольку каждая из этих стран в наибольшей степени энергетически зависима от России. В связи с этим Польшу беспокоит проект Северо-Европейского трубопровода (Nord Stream) между Россией и Германией по дну Балтийского моря. Польша опасается, что после начала его строительства необходимость транзита российских энергоресурсов в Германию через Польшу отпадет, и Россия время от времени будет ограничивать свои энергетические поставки в страну.
Для Украины этот вопрос важен в большей степени не столько как вопрос трубопровода, сколько с точки зрения интеграции в ЕС. Ющенко определяет проект Одесса-Броды как проект, который будет способствовать интеграции балтийского, черноморского и каспийского регионов. Это важно и для Грузии, поскольку в новом проекте Грузия может взять на себя роль моста, к чему она прикладывает большие усилия. В этом смысле Грузия способна заменить Турцию в транзите каспийских ресурсов в Европу.
* В заголовке автор статьи использует английское слово by-pass (by-path) - обход, обходная дорога. Дословно заголовок переводится, как 'Инициативы по by-passизации России'.
Перевод: Абдуллаев Вадим
__________________________________________
Энергетика - это тоже политика ("Latvijas Avize", Латвия)
Пять стран договорились о строительстве нефтепровода в обход России ("Польское радио для заграницы", Польша)