Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Параллели

Интервью с Натаном Щаранским

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Что ж, последние несколько лет мы наблюдаем серьезное 'отступление' свободы в России. Скажем, пресса сегодня критикует Путина гораздо осторожнее, чем еще пять лет назад. Но говорить, что нынешняя Россия ничем не отличается от тогдашней - России семидесятых и восьмидесятых? Нет, это не так. КГБ больше нет. Нет больше тотального контроля, всеобщего страха. Той России больше не существует, и я не уверен, что она может быть воссоздана

Сегодня, через тридцать лет после того, как имя Щаранского стало известно мировой общественности, пожалуй, уже нет необходимости объяснять, что он завоевал международное признание благодаря двум 'видам деятельности'.

Во-первых, он был переводчиком и неофициальным 'пресс-секретарем' Андрея Сахарова - знаменитого физика, который подвергся гонениям со стороны властей за то, что он, создатель советской водородной бомбы, начал выступать за нераспространение ядерного оружия, а затем стал видным правозащитником.

Второе направление деятельности Щаранского было связано с кампаниями в поддержку 'отказников': из-за этого он провел год в Лефортовской тюрьме и еще девять лет - в сибирском лагере. Щаранский был одним из основателей Московской Хельсинкской группы, которая, требуя от Кремля соблюдения пунктов Хельсинкских соглашений по правам человека, во многом способствовала привлечению внимания мировой общественности к борьбе советских евреев за свободу.

В последние годы труды Щаранского стали теоретической основой для политики президента Джорджа У, Буша по распространению свободы и демократии; кроме того, он организует конференции с участием диссидентов и демократов из разных стран мира (одно из таких мероприятий состоялось в Праге в июне этого года).

Мы беседуем в его кабинете в иерусалимском Центре 'Шалем' - Щаранский возглавляет действующий при нем Институт стратегических исследований. Сидя за столом под снимком Площади Западной стены, покрытой снегом (знаменитая кепка тоже здесь - она всегда у него под рукой), Щаранский вспоминает о времени, когда он стал героем в глазах всего мира, и размышляет о связи между той эпохой и сегодняшним днем.

- Какие параллели вы могли бы провести между вашей борьбой и борьбой за демократию в сегодняшней России?

- Мы создали Московскую Хельсинкскую группу весной 1976 г. Через год после ее основания все мы оказались под арестом - кого-то посадили в тюрьму, кого-то вынудили покинуть страну. Но наша группа пользовалась невероятным влиянием - в плане привлечения внимания к вопросу прав человека, признания американским Конгрессом деятельности демократических организаций и т.д.

И вот что интересно: сегодня, после всех перемен, Людмила [Алексеева, одна из основателей Московской Хельсинкской группы в 1976 г.] снова стала ее председателем. Это значит, что работа для нее еще есть.

С одной стороны, между нашей работой и работой сегодняшних активистов существует определенная преемственность. В конце концов, для критики нынешних российских властей есть немало оснований. Но с другой стороны, уже тот факт, что Гарри Каспаров может участвовать в выборах [президента страны в 2008 г.] в качестве кандидата... а Людмила организует пресс-конференции - не подпольные, как в те времена, когда я тайком переправлял наши документы в Америку, а выступает с открытой трибуны на весь мир - показывает, что очень многое в стране изменилось.

- Значит, было бы неправильно утверждать, что шаги Владимира Путина по централизации власти и его попытки заставить замолчать критиков напоминают о советских временах?

- Что ж, последние несколько лет мы наблюдаем серьезное 'отступление' свободы в России. Скажем, пресса сегодня критикует Путина гораздо осторожнее, чем еще пять лет назад. Но говорить, что нынешняя Россия ничем не отличается от тогдашней - России семидесятых и восьмидесятых? Нет, это не так. КГБ больше нет. Нет больше тотального контроля, всеобщего страха. Той России больше не существует, и я не уверен, что она может быть воссоздана.

Конечно, из-за важнейшей роли, которую Россия играет в международных делах, это отступление свободы не может не вызывать серьезную озабоченность, и несомненно этот вопрос должен находиться на повестке дня у мирового сообщества.

Однако сама Люда говорит: только те, кто не занимался правозащитной деятельностью в прежние времена, могут утверждать, что ничего не изменилось... Приведу один пример. Каспаров рассказывал мне, что в поездках по России он не может обойтись без телохранителей. Что ж, могу вам сказать: нам телохранители были ни к чему. За нами всегда был 'хвост' из КГБ - мы тогда шутили, что они и есть наши телохранители. Знаете, за мной постоянно следил КГБ, но, самое смешное, я чувствовал себя в безопасности. Если бы ко мне пристали хулиганы, агенты КГБ меня бы защитили: им необходимо было докладывать обо всем, что я делаю, поэтому они старались, чтобы другие держались от меня подальше. Таков был этот режим: он взял на себя мою охрану, и в то же время лишал меня частной жизни.

- Какие уроки вашей борьбы могли бы быть актуальны не только для сегодняшней России, но и для диссидентских движений в других странах мира?

- Я бы сказал, что главное - это четкость нравственных ориентиров. По вопросу о свободе компромиссов быть не может. Как только вы идете на компромисс с властями, ваше дело безнадежно. Именно это было самой примечательной чертой конференции в Праге: там собрались люди из разных стран, с разным менталитетом, принадлежащие к разным расам, но все говорили об одном. Они говорили о необходимости занимать четкую нравственную позицию, бескомпромиссно относиться к вопросам прав человека и свободы, противостоять властям.

- Есть ли в этой нравственной позиции какие-то чисто еврейские черты?

- Ну, евреи всегда играли чрезвычайно важную роль практически во всех правозащитных движениях. Порой мы забываем, что в иудаизме заложены основы правозащитных идей. В конце концов, фундаментом прав человека является тезис о том, что Бог создал его по образу и подобию своему. Думаю, евреям, воспитанным на этих принципах, легче отождествлять себя с правозащитными движениями.

Но есть здесь и другой фактор: евреи долго страдали из-за того, что они считались единственным по-настоящему 'другим', или обособленным религиозно-этническим меньшинством в Европе. Поэтому евреи боролись за то, чтобы общество стало более открытым, более склонным к ассимиляции. Или точнее, они пытались ассимилироваться в общество, в котором жили. В экстремальных вариантах, они пытались создавать новую идентичность, например, коммунистическую, в рамках которой этнические и религиозные различия не имеют значения.

Другими словами, евреи отказывались от своей 'трайбалистской' самоидентификации в пользу свободы, которую обещал коммунизм. (На деле это привело к созданию одного из самых ужасных режимов в истории, уничтожившего десятки миллионов людей). Потом мы вернулись к собственному 'племени', к нашим собственным 'малым', национальным интересам . . . и мир от этого только выиграл. Так что нам нечего стыдиться, незачем думать, что наши интересы отдают 'провинциальностью'. Урок здесь состоит вот в чем: если вы хотите помочь всему человечеству, вам следует вернуться к своему shtetl, к собственной идентичности, и бороться в первую очередь за эти интересы.

- Каков был самый важный результат той вашей победы с точки зрения Израиля и еврейского народа?

- Это была чрезвычайно важная глава в истории еврейского народа, чрезвычайно важная. И не только потому, что в результате более миллиона евреев переселились в Израиль. На мой взгляд, самое важное, что более 25 лет евреи всего мира, объединившись, вели борьбу за общее дело. В ней участвовали все - еврей-учитель из Милуоки, еврей-адвокат из Монреаля, иерусалимский парнишка из молодежного движения Bnei Akiva, люди, незнакомые друг с другом, люди разных убеждений. Все они принимали участие в одной великой национальной борьбе. И это показывает, насколько мы сильны, когда нас объединяют наши принципы. Думаю, таков урок нашей борьбы, и на мой взгляд, его значение недооценивается.

___________________________________________

'Как бы штаны не потерять!' ("The Wall Street Journal", США)