Российская Дума подавляющим большинством проголосовала за приостановление выполнения Россией Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Этот шаг, хотя и имеет более символическое, нежели реальное значение, лишний раз напоминает, что отношения России с остальными странами Европы и США в самом ближайшем будущем могут еще более осложниться: впереди целая череда поворотных моментов.
Президент Владимир Путин уже предупреждал, что Россия ждет 150 дней, а затем выходит из Договора ОВСЕ. Назначенный им срок истекает 12 декабря. За два дня до этого завершится время, отведенное для работы контактной группе под эгидой ООН в составе России, США и четырех крупнейших стран Европейского Союза, задача которой - предложить договорное решение по статусу Косово. И еще неделей ранее - 2 декабря - в России пройдут выборы в Государственную Думу, на которых практически все кандидаты, включая самого Путина, разыгрывают националистическую карту.
Мало того, что подобное совпадение - само по себе источник проблем, так для указанных сторон положение будет осложняться еще и переговорами относительно ядерных амбиций Ирана, которые могут также скоро подойти к своей кульминации. Девятнадцатого декабря состоится встреча пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН плюс Германии с обсуждением ужесточения санкций против Тегерана за несоблюдение им резолюций ООН по прекращению обогащения урана. Еще два дня спустя свой отчет по этому вопросу заслушает Совет управляющих Международного агентства по атомной энергии.
Теперь к следующему году. Второго марта (так в тексте - прим. перев.) в России состоятся президентские выборы, на которых определится преемник Путина; в апреле в Бухаресте пройдет ежегодный саммит НАТО, на котором будут рассматриваться такие кандидатуры на вступление в альянс, как Хорватия и Грузия. Между тем, расширение НАТО до сих пор действует на российский военный истеблишмент словно тряпка на быка.
Выход России из Договора ОВСЕ - прямой ответ Москвы на планы США разместить элементы своей уже давно запланированной системы противоракетной обороны в Европе, конкретно в Чехии и Польше. Хотя здесь конкретных сроков никто не ставит, само это действие уже вызывает подозрения России: Путин уже сравнил размещение про в Европе с действиями Советского Союза по размещению ракет на Кубе в 1963 (так в тексте - прим. перев.) году.
В Вашингтоне позицию Кремля по всем этим вопросам считают откровенно недружественной. Недавно одного из высокопоставленных представителей правительства США спросили в Европе: 'Плохо ли поступает Путин?'
- Очень плохо, - ответил он, не колеблясь ни секунды. Правда, через некоторое время добавил:
- Мы не хотим ввязываться в конфронтацию. . . и должны согласовывать свою линию с европейскими союзниками.
Это, правда, гораздо легче сказать, чем сделать. Самые серьезные разногласия между союзниками вызывает косовский вопрос: если Россия заблокирует одобрение ООН одностороннего провозглашения независимости для этой сербской провинции, не исключен раскол внутри ЕС. Путин жестко заявляет, что не сделает ничего, что противоречило бы воле Белграда, а такие члены ЕС, как Испания, Греция и Словакия, наверняка выступят против каких-либо шагов навстречу независимости косоваров, хотя предусматривается, что в будущем именно Европейский Союз будет выделять военную и гражданскую администрацию, необходимую для гарантирования статуса Косово. Еще более важно то, что со своей позицией в этом вопросе пока не определилась Германия.
Хотя в России косовский вопрос - не самый популярный, он серьезен для панславянского лобби и Русской православной церкви, роль которой в России становится все значительнее. К тому же, российская власть видит, что косовскую карту можно разыграть при обсуждении других проблем. В частности, Россия уже грозила, что, если Косово провозгласит независимость без одобрения Совета Безопасности, то она сделает то же самое в Абхазии, которая формально является частью бывшей советской республики Грузии, но не подчиняется ей. Здесь тоже растет напряженность: вчера президент Грузии Михаил Саакашвили, пользующийся поддержкой США, выслал из страны трех российских граждан, обвинив их в шпионаже.
Что касается американского плана размещения систем ПРО в Европе, то он вызывает раскол не только в ЕС, но и в НАТО. Общественное мнение в Чехии и Польше настроено в основном против, и Вашингтон сильно рискует: Путин не пожалеет усилий, чтобы выжать максимум из скетицизма европейцев.
Более-менее согласны друг с другом стороны разве что по Ирану, хотя и здесь Россия выступает против ужесточения санкций, беспокоясь о своих коммерческих интересах.
Шансы на то, что до президентских выборов в России по какому-либо из этих вопросов будут достигнуты приемлемые договоренности между Москвой, Вашингтоном и Брюсселем, весьма и весьма незначительны. Самая главная опасность сегодня - что если сегодня не удастся договориться здесь, то завтра в каких-либо других областях договариваться будет еще труднее. И господин Путин, похоже, единственный, кого это не беспокоит.
___________________________________________
Холод с востока ("The Economist", Великобритания)
Конфликт с Россией, в котором нам не победить ("The Independent", Великобритания)
С этим деспотом следует говорить жестко ("Daily Mail", Великобритания)