Европа потеряла 'свою игру' во взаимоотношениях с Россией, разворачивающей плечи под руководством президента Владимира Путина. Согласно опубликованному вчера аналитическому исследованию, в делах между Россией и Европой он диктует европейским столицам свои условия.
Западная политика вестернизации и демократизации России после окончания 'холодной войны' провалилась. 'Сегодня от этой стратегии уже ничего не осталось, - пишут авторы 65-страничного аналитического отчета, выпущенного независимым Европейским советом по международным отношениям (European Council on Foreign Relations). - Сегодня тон в отношениях между Россией и ЕС задает Москва. Россия стала сильнее, она меньше настроена на сотрудничество и больше - на противостояние. Отношения между Россией и ЕС полностью изменились под давлением растущей уверенности России в собственных силах'.
Авторы исследования указывают: Брюссель видит, как Москва, которая держит Европу в энергетическом плену, открыто отворачивается от Запада и бравирует правом вето в Совете Безопасности ООН, позволяющим ей тормозить западную политику - и ничего не может сделать в ответ.
- Сегодня условия во взаимоотношениях между ЕС и Россией диктует Кремль, - считает бывший министр иностранных дел Германии Йошка Фишер (Joschka Fischer), сопредседатель этого аналитического центра.
Авторы исследования утверждают, что Россия постоянно переигрывает Брюссель, несмотря даже на то, что европейская экономика в 15 раз больше российской, а по населению Европа втрое перекрывает Россию.
Особенно остро встала 'проблема Путина' перед Европой в этом году. Он блокирует план Европы взять под свой контроль край Косово на юге Балкан, который должен под руководством ЕС прийти к независимости. В последнее время Путин, приезжая в Западную Европу, неизменно привлекает к себе внимание воинственными заявлениями и жестами. В феврале в Мюнхене он обвинил президента США Джорджа Буша в том, что он хочет установить власть над всем миром, а всего две недели назад в Лиссабоне на саммите Россия-ЕС предупредил, что, если США разместят элементы своего противоракетного 'щита' в Польше и Чехии, то неизбежным станет повторение Карибского кризиса 1962 года.
Один из авторов исследования Европейского совета по международным отношениям, его исполнительный директор Марк Леонард (Mark Leonard), условно делит страны ЕС на пять подгрупп, от группы 'хладовоинов', куда входят Польша и страны Балтии, традиционно относящиеся к России с недоверием, до 'троянских коней' - православных Кипра и Греции, испытывающих, напротив, симпатию к Москве. Между этими двумя полюсами располагаются 'сторонники стратегического партнерства' Германия, Франция и Италия - им нужен именно такой характер отношений с Москвой, к которой они не хотят поворачиваться спиной, - и группы 'дружественных прагматиков' в составе Австрии и Венгрии и 'холодных прагматиков', не устающими подчеркивать важность соблюдения прав человека в России и недостатки ее демократической системы. Это, например, Нидерланды. К этой же группе следует, по его мнению, отнести и Великобританию.
Самый же главный водораздел в Европе, как обнаружили составители отчета, пролегает между теми, кто хочет 'сдерживания' России, и сторонниками так называемой "Ostpolitik", 'восточной политики', получившей признание в Германии при социал-демократах. Суть ее сводится к тому, чтобы изменять Россию ненавязчиво, через вовлечение в сеть 'взаимозависимостей' с Западом.
Однако в результате всего этого верх одержал Путин. Ему удается, разделяя европейцев, подчинять их себе. Он действует в обход Брюсселя, договариваясь с отдельными странами и играя на противоречиях между членами ЕС. Эта 'систематическая политика навязываемых двусторонних связей' проводится с помощью 'дипломатического давления, торговых эмбарго, транспортных блокад, пересмотра условий контрактов на поставку нефть и газа. Фактически Москва поставила отношения [с Европой] под свой контроль благодаря тому, что всегда готова использовать во внешней политике элемент принуждения'.
_________________________________________
Глобальное предупреждение из уст Владимира Путина ("The Sunday Times", Великобритания)
Наследие Путина: Россия, которой не нужна милость Запада ("The Guardian", Великобритания)
Недооценка России может затмить даже провал в Ираке ("The Guardian", Великобритания)