Было бы слишком просто купиться на заявления Михаила Саакашвили о том, что кризис в Грузии спровоцировали российские спецслужбы. Отношения между двумя странами хуже некуда. Твердая проамериканская и пронатовская позиция президента вызывает вечное раздражение Москвы. Россия постоянно создает напряженность на общей границе и поддерживает абхазских сепаратистов. Идущий через Грузию магистральный нефтепровод Азербайджан-Турция подрывает старания Кремля стать энергетическим монополистом в Каспийском бассейне.
Однако лидеры недавно объединившихся десяти оппозиционных партий и вышедшие на улицу люди протестуют не против прозападной ориентации страны - ее-то большинство грузин, всегда настороженно относившихся к России, поддерживает. Их беспокоит ситуация внутри страны: безработица, имущественное расслоение, коррупция, слабая судебная система, нарушения прав человека и авторитарные наклонности президента Саакашвили.
За девизом оппозиции "Грузия без президента" стоит предложение провести досрочные выборы, уже перенесенные на январь, и изменить конституцию, возможно, восстановив монархию. Но слоган отражает еще и личное неприятие Саакашвили, для которого политический кумир - Маргарет Тэтчер. За четыре года, прошедшие с тех пор, как Саакашвили возглавил так называемую 'революцию роз' и началась эпоха стремительных социальных и экономических преобразований, многие грузины, кажется, успели устать от потрясений.
Официальные лица несколько дней рассуждали о том, что демонстрации - признак нормальной, здоровой демократии. Но вскоре интонации в голосе властей изменились. Возможно, их шокировало насилие, к которому в среду прибегла полиция. В любом случае, заявления о долго вынашиваемом под руководством Москвы заговоре "злых сил" использовались, чтобы узаконить последовавшее за ними введение чрезвычайного положения.
Никаких доказательств этих обвинений предъявлено не было, и Россия, разумеется, их отвергает. Но сейчас важнее, поверит ли заявлениям правительства администрация Буша, которая считает Грузию образцом реформ на постсоветском пространстве. В случае положительного ответа, это может открыть новое направление в конфронтации Вашингтона и Москвы.
У оппозиционной коалиции под названием "Национальный совет единого народного движения" сейчас появилась реальная возможность помериться силами с Саакашвили. Коалиция была сформирована после того, как бывший министр Ираклий Окруашвили обвинил президента в покушении на убийство и в коррупции, и вскоре был арестован, но потом публично отрекся от своих слов и выехал из страны при обстоятельствах, которые до сих пор служат предметом споров. Эта история усилила беспокойства по поводу участившихся злоупотреблений властью и нарушений законности.
Манифест коалиции, опубликованный в прошлом месяце, обвиняет президента и его "коррумпированную команду" в "узурпации власти", говорит о том, что в стране сложилась "крайне тяжелая" экономическая ситуация и "правит политический террор". Он призывает соблюдать разделение властей по американскому образцу, освободить всех политических заключенных, улучшить благосостояние страны, лучше защищать права собственности и провести расследование смерти предыдущего премьер-министра в 2005 году. Но Саакашвили не испугался и полагает, что имеет шансы снова победить на выборах.
Независимо от того, стоит ли за кризисом в Грузии Москва или нет, пока у власти остается Саакашвили, а Кремль продолжает свои попытки оказывать давление на Тбилиси, взаимная враждебность сторон будет лишь усиливаться.
На прошлой неделе Грузия предприняла шаги, не получившие широкого освещения в прессе - отозвала назад свое согласие на дальнейшее пребывание российского контингента "миротворцев" СНГ в сепаратистски настроенной Абхазии. Москва давно уже отказывается выводить свои войска, а Грузия не в силах заставить ее сделать это. Но в Тбилиси говорят, что российский контингент - главный дестабилизирующий фактор в зоне грузино-абхазского конфликта, так что Грузия попробует еще раз. В маленькой стране с большими проблемами новых неприятностей долго ждать не придется.
________________________________________________
Увядшие розы Тбилиси ("Le Monde", Франция)
Саакашвили бросил оппозиции перчатку ("The Times", Великобритания)