Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Приверженность президента демократии подвергается испытанию

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Печальный получается парадокс, но никуда не денешься. В 2003 г. десятки тысяч грузин вышли на улицы Тбилиси, чтобы выступить против коррумпированного режима Эдуарда Шеварднадзе. Волна народного возмущения вынесла на вершину власти молодого реформатора Михаила Саакашвили, получившего образование в США. В западных столицах 'революцию роз' приветствовали как триумф демократии

Печальный получается парадокс, но никуда не денешься. В 2003 г. десятки тысяч грузин вышли на улицы Тбилиси, чтобы выступить против коррумпированного режима Эдуарда Шеварднадзе. Волна народного возмущения вынесла на вершину власти молодого реформатора Михаила Саакашвили, получившего образование в США. В западных столицах 'революцию роз' приветствовали как триумф демократии.

Четыре года спустя огромные толпы грузин снова вышли на улицы, но теперь они выступают уже против коррумпированной, как им кажется, администрации президента Саакашвили. Однако, в отличие от своего предшественника, г-н Саакашвили не ушел в отставку: он бросил на разгон демонстрантов спецподразделения полиции и ввел в стране чрезвычайное положение. Он, правда, уступил требованиям оппозиции о проведении досрочных президентских выборов, но при этом явно стремится заткнуть рот инакомыслящим. Что это - очередное подтверждение принципа 'революция пожирает собственных детей', или некогда превозносимый всеми освободитель действительно превратился в угнетателя?

Когда речь идет о событиях в этом непростом, подверженном насилию регионе мира, особое значение приобретает контекст. Как и во всех других странах бывшего СССР, в Грузии возникла гигантская пропасть между богатыми и бедными, что придает политическому процессу взрывоопасный характер. Не стоит забывать и о дестабилизирующем присутствии воинственной России у грузинского порога. В отношениях между двумя странами с 2003 г., когда был отстранен от власти промосковски настроенный президент Шеварднадзе, наступило глубокое охлаждение. Готовность Грузии предоставить свою территорию для сооружаемого западными компаниями трубопровода для транспортировки нефти с каспийских месторождений, ее активные действия по восстановлению суверенитета Тбилиси над двумя отколовшимися пророссийски настроенными регионами - Абхазией и Южной Осетией, целенаправленные усилия по вступлению в НАТО: все это вызывает раздражение в Кремле. И реакцию Москвы никак не назовешь соразмерной. Она прервала транспортное сообщение с Грузией. Цена на газ, поставляемый южному соседу, неуклонно и беспощадно повышается. В прошлом году Россия даже депортировала большое количество граждан Грузии, проживавших на ее территории, и ввело эмбарго на импорт продуктов питания из этой страны. Существуют и заслуживающие доверия данные о ее вмешательстве во внутренние дела Грузии. Поэтому утверждения президента Саакашвили о том, что за последними событиями стоят 'российские спецслужбы' не следует сходу сбрасывать со счетов.

Тем не менее, в связи с подобными обоснованиями введения чрезвычайного положения в стране возникает ряд вопросов. Каким бы серьезным влиянием ни пользовалась Россия в Грузии, трудно поверить, что 50000 демонстрантов вышли на улицы исключительно по наущению Москвы. Вмешивается она в происходящее или нет, градус недовольства в грузинском обществе весьма высок. И причины этого очевидны. Г-ну Саакашвили удалось повысить налоговые поступления в казну, он активно борется с коррупцией на местах и осуществляет реформу государственного сектора. Однако все чаще звучат утверждения о том, что ради достижения своих целей президент и сам готов нарушить принцип верховенства закона. Резкое увеличение расходов на оборону также свидетельствует о весьма странной расстановке приоритетов для администрации, проводящей социальные реформы. Но самое негативное впечатление производят грубые действия властей в ответ на последние акции протеста. Среди тех, кто на этой неделе подвергся избиению со стороны полиции, оказался и уполномоченный Грузии по правам человека. Демократическая власть так не поступает.

Пока президент Саакашвили еще может рассчитывать на благожелательность Запада. Но эта поддержка зависит от того, сможет ли он поддерживать в стране верховенство закона даже в условиях провокаций извне. После ошибки с введением чрезвычайного положения г-н Саакашвили принял правильное решение о проведении досрочных выборов. Теперь голосование должно состояться в назначенный срок, и без какого-либо вмешательства исполнительной власти. В противном случае репутация президента в качестве демократа будет непоправимо разрушена.

___________________________

Увядшие розы Тбилиси ("Le Monde", Франция)

Американцы поощряют худшие наклонности Саакашвили ("The National Interest", США)