Холодный прием в России. Чтобы ноябрьское турне премьер-министра получило статус "официального визита", он должен встретиться с нашим премьер-министром, настаивает Россия; Индия уступает
Нью-Дели, 2 ноября: Сначала российский министр иностранных дел был "слишком занят", чтобы встретиться с министром иностранных дел Пранабом Мукерджи, потом по дороге домой министра обыскала служба безопасности в московском аэропорту. Теперь Москва предложила квалифицировать предстоящую поездку премьер-министра Манмохана Сингха в Россию как "рабочий визит", а не "официальный визит", если в ней не будет предусмотрено отдельной встречи с российским премьером.
Индия попыталась объяснить, что имеются "технические сложности", связанные с тем, что на встречи был отведен всего один официальный день — 12 ноября, но в конце концов сдалась и согласилась отдельно провести встречу между Сингхом и российским премьером Виктором Зубковым. И только тогда российская сторона согласилась присвоить посещению премьером Москвы статус "официального визита".
Все это существенные детали протокола, и вопрос о статусе визита определяет то, на какой прием вправе рассчитывать высокий зарубежный гость, по какой форме будут проводиться официальные церемонии и какие встречи произойдут во время визита. В течение последних семи лет стороны провели уже немало встреч на высшем уровне между премьер-министром и российским президентом как в России, так и в Индии.
На этот раз Россия ясно дала понять, что если визит не будет включать встречу между двумя премьер-министрами, то ему будет присвоен статус "рабочего". Это стало бы первым понижением уровня протокола между двумя традиционными партнерами, если не считать визита предыдущего премьер-министра Атала Бихари Ваджпаи в Москву, который в определенный момент был назван "государственным визитом".
Споры возникли уже во время недавней подготовительной встречи в Москве, где индийская сторона сослалась на то, что предыдущий визит Сингха считался "официальным", несмотря на то, что не предусматривал отдельных переговоров с российским премьером. Тогда во время визита состоялась встреча на высшем уровне между Сингхом и российским президентом Владимиром Путиным. Ключевые министры, включая российского министра иностранных дел, также провели протокольные встречи с Сингхом.
Но говорят, что Россия отклонила эти аргументы несмотря на перегруженный график премьер-министра Сингха. Источники сообщают, что Россия, кажется, даже предложила премьер-министру встретиться только со своим российским "коллегой", прекрасно зная, что индийский премьер-министр является главой государства, и его коллега в России — Путин.
В конце концов, Индия согласилась на отдельные переговоры двух премьеров, чтобы придать визиту статус хотя бы "официального". Источники указывают, что концепция "рабочего визита" применяется на Западе для визитов, которые не были запланированы заранее, и поэтому церемониальные и протокольные элементы урезаны в них до минимума. Что же касается этого визита, то он был спланирован и вытекает из стратегического партнерства двух стран.
Прохладное отношение России впервые проявилось, когда российский министр иностранных дел Сергей Лавров не нашел времени встретиться с министром иностранных дел Пранабом Мукерджи во время пребывания последнего в Москве 11-13 октября в рамках работы совместной комиссии двух стран.
Двумя неделями позже чиновники все же провели двустороннюю встречу в рамках прошедшего совещания министров иностранных дел Индии, Китая и России в Харбине (Китай). Однако извинений от Лаврова не последовало. Наоборот, указывают источники, российский министр иностранных дел "с надменным видом" упомянул, что знал о визите Мукерджи в Москву, однако был в это время занят.
Дошло до того, что министр иностранных дел подвергся унизительному досмотру в аэропорту, когда возвращался из Москвы. Это досадное происшествие было объяснено тем, что необходимые документы не были вовремя переданы сотрудникам отдела безопасности аэропорта. Однако Индия направила в связи с инцидентом официальный запрос в Москву.
И хотя похолоданию в отношениях есть несколько объяснений, официальные лица по-прежнему недоумевают, чем могло быть спровоцировано подобное поведение. Еще в сентябре отношения казались прочными как никогда, а Путин был единственным из глав государств, кто пригласил Сингха на свой день рождения.
___________________________________________________
Индия и Россия — все еще братья по оружию ("Asia Times", Гонконг)