Сегодня для Грузии, одной из республик бывшего Советского Союза, настали трудные и важные дни. На кону вдруг оказались и выживание с таким трудом завоеванной демократии, и намерения вступить в НАТО и Европейский Союз, и некогда блестящая репутация президента Михаила Саакашвили.
Главный виновник столь неожиданно наступившего кризиса - сам Саакашвили. В среду он пошел на предательство духа демократической 'революции роз', которая четыре года назад привела его к власти: объявил в стране чрезвычайное положение, приостановил действие гражданских свобод, закрыл важнейшие СМИ и отдал приказ полиции силой разогнать демонстрации оппозиции.
День спустя благодаря интенсивному давлению изнутри и со стороны международного сообщества Саакашвили согласился провести в январе досрочные президентские выборы, приняв, таким образом, одно из главных требований оппозиции. То, что он пошел на эту уступку, уже хорошо - однако возвращение к демократии произойдет только в том случае, если в стране немедленно будут восстановлены все гражданские свободы и кандидатам от оппозиции будет предоставлена реальная возможность вести агитацию.
Вряд ли стоит удивляться тому, что демократический путь Грузии оказывается несколько более трудным, чем казалось кое-кому из западных оптимистов в дни, когда Грузию приветствовали как первую из стран 'цветных' революций - от 'оранжевой революции' на Украине до 'революции тюльпанов' в Кыргызстане, - сметавших доморощенные авторитарные режимы в постсоветских странах. У Грузии непростая история и еще более непростое международное окружение. Все, кто правил ею после распада Советского Союза, были известны дичайшей коррупцией; здесь родился Сталин; Грузией почти три четверти века правил Советский Союз; наконец, сегодня Москва ежедневно нарушает ее суверенитет, поддерживая сепаратистские мятежи внутри грузинских границ.
Борьба с коррупцией, а также за гражданские свободы и против России при Саакашвили пошла лучше, чем при его предшественниках. Однако даже до прошлой недели за ним числились и 'превентивные аресты', и насилие над заключенными, и нетерпимость к критике со стороны СМИ: он входил во вкус власти.
В Вашингтоне Саакашвили и сегодня считают чуть ли не героем за то, что он открыто выступает за свободу рынка, в поддержку американской внешней политики и готовность жестко выступить против вмешательства России в дела Грузии. Но это значит, что у правительства Буша есть возможность - более того, это его обязанность - требовать немедленного восстановления свобод в Грузии и проведения свободных и честных выборов президента в январе.
________________________________________
Свалить вину на Россию ("The Guardian", Великобритания)
В Грузию вернулся авторитаризм? ("Liberation", Франция)
Роза все еще уязвима перед Россией ("The Financial Times", Великобритания)