День 5 ноября 2007 года достоин войти в историю как знаменательная дата для мировой энергетической промышленности: в этот день ExxonMobil уступил место крупнейшей компании в отрасли по размерам рыночной капитализации - компании PetroChina. Можно возразить, что колебания курса и высокая волатильность акций PetroChina делают оценку ее рыночной стоимости неточной. Но символизм момента все равно остается: самая почитаемая западная нефтяная компания больше не является самой крупной в отрасли.
Смена лидера произошла в момент беспрецедентной агонии по поводу будущего международных нефтяных компаний, которая тем более примечательна, что цены на нефть даже в реальном исчислении приближаются к своему исторического максимуму. В прошлые разы момент для переоценки ценностей в американской "нефтянке" совпадал с циклическими понижениями цены на нефть. Так, например, кризис в конце 1990-х привел к целой волне слияний, объединивших BP с Amoco, a Exxon с Mobil.
Сегодня, однако, возникла более фундаментальная угроза. Перед международными нефтяными компаниями возникли серьезные структурные сложности, которые не разрешатся, как прежде, со вступлением рынка в фазу роста. Изменилась глобальная расстановка сил в отрасли, и международные нефтяные компании вынуждены бороться за свое существование. Как выразился Джонатан Стерн (Jonathan Stern) из Оксфордского института энергетики: "Их бизнес-модель теперь стоит под большим вопросом".
Некоторые из проблем отрасли разрешатся сами, но даже эти временные факторы могут растянуться еще на несколько лет. Плохие результаты нефтяных гигантов в третьем квартале текущего года, даже несмотря на высокие цены на нефть, отчасти стали результатом колоссальных затрат, связанных с недостатком квалифицированных кадров, оборудования и стали. Исследования консалтингового агентства IHS показали, что капитальные затраты на первоочередные для нефтегазовой отрасли проекты - разведку и разработку месторождений - за последние шесть месяцев с марта этого года выросли на 14%.
Тем не менее, компании набирают много новых сотрудников и вкладывают деньги в оборудование вроде буровых установок, увеличивая мощность и сокращая их дефицит. Эндрю Гулд (Andrew Gould), руководитель Schlumberger, крупнейшей в мире обслуживающей компании в нефтяной сфере, недавно заявил, что ожидает замедления роста цен.
Более фундаментальный вопрос для нефтяных компаний - как получить доступ к нефтегазовым ресурсам, необходимым для их роста. Добыча на старых месторождениях почти всегда неуклонно падает, заставляя нефтяные компании предпринимать усилия, чтобы хотя бы остаться на прежнем уровне. А большая часть мировых ресурсов находится под контролем стран, которые довольно скептически относятся к необходимости делиться с западными компаниями своей выручкой.
Другое консалтинговое агентство PFC Energy подсчитало, что лишь 7% мировых запасов нефти и газа полностью открыты для западных компаний, в то время как еще 16% контролируются российскими компаниями, 12% национальными нефтяными компаниями, которые готовы вести совместную разработку месторождений, и еще 65% национальными нефтяными компаниями, которые либо предоставляют незначительный доступ к своим ресурсам, либо не предоставляют его вовсе.
Когда цены на нефть стали расти, такие страны как Алжир, Россия и Венесуэла при первой удобной возможности усилили контроль над природными ресурсами и отказались впредь допускать западные компании к разработке месторождений на прежних условиях. Профессор Стерн говорит: "Предложение западных компаний всегда звучало так: 'У нас есть силы для реализации крупных проектов, серьезные финансовые возможности и технологии'. Но если сейчас взглянуть на страны, обладающие ресурсами, то возникают сомнения в том, что такое предложение снова сработает".
Технологии от разведки территорий и до переработки нефтепродуктов можно купить у Schlumberger и других обслуживающих компаний, так что у западных нефтяных компаний тут больше нет никаких преимуществ. Финансовые трудности у стран, переживающих мощный приток нефтедолларов в результате роста цен, тоже возникают редко.
Реакция западных нефтяных транснациональных компаний была различной. Такие европейские компании как Eni, Total и BP сделали ставку на укрепление взаимоотношений со странами, в которых они работают, что видно на примере Eni, которая согласилась недавно перезаключить свои контракты в Ливии на более выгодных для правительства условиях.
Но у всех западных нефтяных компаний одна и та же проблема: они должны доказать, что способны предложить нечто такое, чего не могут их национальные конкуренты в сотрудничестве с обслуживающими компаниями. А это две вещи: гарантировать выход на рынки и способствовать разработке труднодоступных ресурсов, например, переработке некондиционной нефти и газа, добыче нефти на глубине или в Арктике, где иначе она была бы недоступна.
"Все же еще остаются задачи, которыми могут заниматься западные нефтяные гиганты. Они по-прежнему являются основным источником для рискованных капиталовложений в трудные проекты вроде разведки и разработки нефтяных месторождений в океане. И у них по-прежнему больше возможностей для осуществления больших, комплексных, капиталоемких проектов, - говорит Робин Вест (Robin West) из PFC. - Очень важно быть в состоянии осуществить комплексную интеграцию проекта на всем пути от разведки месторождения до реализации на рынке".
Российский "Газпром" пригласил такие компании, как Total и StatoilHydro для совместной разработки Штокмановского месторождения. Это тяжелый проект, предусматривающий работу в Арктике и извлечение природного газа, но по своему типу он может стать прообразом тех контрактов, которые будут доставаться западным нефтяным компаниям в будущем. И поэтому так важно для западных компаний, что растущие цены на энергоносители сделали востребованными их навыки в реализации проектов, как это произошло в случае разработки российского 'Сахалин-2' при участии голландской Royal Dutch Shell и казахстанского 'Кашагана' под руководством итальянской компании Eni.
Те нефтяные транснациональные компании, которые смогут преодолеть структурные трудности, непременно ждет будущее, хотя наверняка и не такое светлое, как их прошлое. А вот перспективы остальных кажутся мрачными.
______________________________________________
Опасности петрократии ("The New York Times Magazine", США)
Мы сидим на углеродной игле. Остановите нас ("The Washington Post", США)