Придя к власти в результате грузинской 'революции роз' 2003 года, президент Михаил Саакашвили занимается сегодня такой работой, которой мало кто позавидует.
Длинный список задач, которые ему приходится решать ежедневно, включает строительство демократии в стране, которая по всем меркам была государством-неудачником, восстановление контроля над двумя отколовшимися регионами, поддерживаемыми соседней Россией, спасение экономики от торгового эмбарго Москвы и переориентация страны в сторону НАТО и Запада. В дополнение ко всему этому он проводит самый радикальный в мире эксперимент по экономическому реформированию.
На прошлой неделе всему этому жонглированию Саакашвили пришел конец. После шести дней протестов, организованных в столице Тбилиси десятком оппозиционных партий, вспыхнули уличные бои между демонстрантами (численностью 70000 человек) и полицией по охране общественного порядка. В итоге Саакашвили ввел режим чрезвычайного положения, чтобы прекратить вспыхнувшие протесты. Оппозиционные политики обвиняют Саакашвили в том, что он правит страной как диктатор, меняя правила проведения выборов в угоду себе самому и бросая своих врагов за решетку. Спецназ закрыл телевизионную станцию 'Имеди', которая принадлежала олигарху-миллиардеру с темным московским прошлым Бадри Патаркацишвили, обещающему сегодня потратить все свое состояние на свержение Саакашвили. Надеясь на получение нового мандата доверия от избирателей, Саакашвили (рейтинг популярности которого накануне протестов составлял 60 процентов) назначил проведение досрочных выборов.
Это внезапный и трагический поворот событий, которые казались удивительной сказкой. Когда 39-летний юрист, выпускник Колумбийского университета Саакашвили пришел в 2004 году к власти, это бывшее советское мини-государство на Кавказе после долгих лет автократии и гражданской войны было охвачено коррупцией и преступностью. Система социального обеспечения рухнула, и жители толпами покидали свою страну. Новое руководство начало борьбу со взяточничеством, преступностью и чрезмерным регулированием, доходя в некоторых случаях до крайностей. Ах, алчные полицейские берут взятки? Новый министр внутренних дел увольняет всю дорожную полицию Грузии численностью 16 тысяч человек. Что, бюрократия тормозит развитие экономики? Отменяется более тысячи разрешений и лицензий, а 40 процентов государственных чиновников отправляется в отставку. Слишком высокие налоги? Количество видов налогов уменьшается с 22 до 7. Фиксированный налог на доходы в размере 12 процентов привел к увеличению поступлений в государственную казну на 220 процентов. Но более важным оказалось то, что низкие и удобные налоги создали многим компаниям стимул для ухода с черного рынка и перехода в легальный бизнес. А это, в свою очередь, означает, что они могут получать кредиты и инвестиции - а также создавать рабочие места и обеспечивать развитие. Отдача не заставила долго ждать: с 2003 года ВВП страны вырос в три раза, а количество компаний - в четыре. Саакашвили ведет себя как жесткий генеральный директор компании.
Естественно, реформы вызвали недовольство у части населения. Некоторые, в основном мужчины среднего и пожилого возраста, вышли на прошлой неделе на демонстрации протеста. 'Они увольняют всех, кому за сорок', - говорит 41-летний машинист поезда Нугзар Жвания, оказавшийся среди тех 400 человек, которые были уволены с железной дороги. Беженцу из отколовшейся от Грузии и контролируемой Россией провинции Абхазия Жвании приходится теперь жить на ежемесячное пособие, составляющее 11 лари (7 долларов). Многие из 70000 демонстрантов приехали из грузинских деревень, где рабочих мест пока не появилось, а цены на товары повседневного спроса постоянно растут. Но протесты эти не были второй серией 'розовой революции'; грузинская молодежь и представители среднего класса в основной массе остались в стороне от демонстраций, поскольку они от реформ в целом выиграли.
Для пылких сторонников полной либерализации в кабинете Саакашвили слишком радикальных реформ не существует. 'Когда государство занимается мелочной опекой, это неизбежно ведет к дисфункции и коррупции', - объясняет министр реформ Каха Бендукидзе. Несмотря на протесты, приватизация, по мнению зарубежных наблюдателей, была проведена удивительно прозрачно и с умом (так, в этом году правительство продало с аукциона больницы страны - но продало тем участникам торгов, которые взяли на себя обязательство построить одну новую больницу в дополнение к каждой купленной ими). Рост экономики в этом году составляет убедительные 14 процентов, а ежегодный объем иностранных инвестиций - рекордный для всего мира показатель в 25 процентов от ВВП. Согласно рейтингу Всемирного банка по показателю легкости ведения бизнеса в списке из 178 стран Грузия поднялась со 112-го места в 2005 году на 18-е в 2007-м, быстро обогнав Корею, Францию и Германию. Это самое мощное улучшение показателей, отмеченное Всемирным банком.
Сможет ли Саакашвили сохранить движение Грузии по избранному пути? Это будет иметь существенные последствия не только для самой страны, но и далеко за ее пределами. В политическом плане Грузия является одним из редких демократических форпостов Запада в регионе, где доминирует Россия, Иран и диктатуры Центральной Азии. Что касается экономики, успехи грузинской реформы стали эталоном для других развивающихся стран. В плане стратегии черноморские порты Грузии и новые трубопроводы - это единственный путь в обход России и Ирана для центральноазиатского экспорта, в основном нефтяного и газового. Если грузинский эксперимент потерпит крах, это станет трагедией не только для грузин, но и для всего региона.
___________________________________________________________
Грузинская оппозиция осадила олигарха, рвущегося в президенты ("The Financial Times", Великобритания)
Грузия: розы и реальность ("The New York Times", США)