В холодных северотихоокеанских водах катера российской и японской пограничной стражи кружат в своем обычном танце на границе последней спорной территории, оставшейся со времен Второй мировой войны.
Днем в ясную погоду с северо-восточной оконечности Японии ближайший из захваченных и оккупированных Россией Курильских островов виден как на ладони. Российские рыбаки ныряют за деликатесными морскими ежами и ловят со своих лодок гигантских камчатских крабов. Российский военный радар выискивает нарушителей границы. Рабочие достраивают православную церковь, увенчанную золотой луковицей купола.
Пожилые изгнанники с Курил с тоской смотрят на эту картину с японского берега. Даже сейчас, шестьдесят лет спустя, их охватывает гнев при мысли о том, что они считают одним из самых ужасных и все еще не завершившихся преступлений Сталина.
'Я каждый день думаю о своем доме на островах, и об испытаниях, выпавших на нашу долю', - говорит семидесятитрехлетний Хироси Токуно (Hiroshi Tokuno), вспоминая оккупацию своего родного острова Шикотана в конце Второй мировой войны. Два года он вместе с другими 17000 островитян жил под властью оккупантов, после чего они были под охраной депортированы в Японию.
'Это было ужасное испытание. Многие умерли, в том числе моя двухлетняя племянница. Все эти годы я ждал восстановления справедливости, но ничего не дождался', - рассказывает рыбак, все еще продолжающий свою борьбу в Токио и даже дошедший до ООН.
8000 выживших островитян, сегодня рассеянных по всей Японии, разделяют его взгляды. Им сочувствуют многие из японцев, а каждое новое правительство этой страны обещает потребовать назад, то, что они называют 'Северными территориями'. Однако до сих пор десятилетия работы дипломатов и сотни часов переговоров не помогли разрешить спор, мешающий формальному заключению мирного договора, который положит конец разногласиям между Москвой и Токио. Японские официальные лица убеждены в возможности договоренности с главой Кремля - если и не с президентом Путиным, то с его преемником, который будет избран в начале следующего года.
В 2008 году саммит 'большой восьмерки' пройдет на японском острове Хоккайдо, ближе всего находящемся к спорным территориям. Руководство Японии собирается сделать разрешение спора главным предметом переговоров с новым президентом России.
Они рассчитывают, что улучшение торговых отношений с Россией может помочь добиться желаемого соглашения. Компания Toyota уже открыла фабрику в Санкт-Петербурге, скоро ее примеру последуют и другие гиганты японского автопрома. Японцы принимают участие в нефтяных и газовых проектах на российском Дальнем Востоке, кроме того, русские предложили им участие в модернизации Транссибирской магистрали - самой длинной железной дороги в мире.
Однако те, кто живет рядом с русскими, считают саму идею того, что они уступят территорию бесплодными мечтами. В прошлом году российские пограничники застрелили японского рыбака и арестовали его коллег - утверждается, что они заплыли на несколько метров в российские воды. В инфраструктуру двух крупнейших островов Кунашир (яп. - Kunashiri) и Итуруп (яп. - Etorofu) русские вкладывают миллионы.
Кинку Фудзиеси (Kinku Fujiyoshi), владелец парома, осуществляющего летом сообщение между Курилами и Японией, поражен переменами. 'Раньше мы привозили русским все необходимое, вплоть до мыла и сухого молока. У них ничего не было. Теперь уровень жизни резко вырос. Приезжая к нам за покупками, они иногда оставляют по 6000 долларов (3000 фунтов) наличными, - говорит он. - Если вы спросите меня, им нет необходимости возвращать острова. Им и сейчас очень неплохо'.
С ним согласен и Минору Тамба (Minoru Tamba), бывший посол Японии в Москве. Он считает, что у Японии был шанс заключить сделку при Борисе Ельцине, когда Россия была слабее и беднее. На саммите, проходившем в 1997 году в сибирском городе Красноярск, г-н Ельцин договорился с японской стороной, что вопрос будет решен в 2000 году.
'Однако Ельцин заболел, позиция российского правительства ужесточилась и момент был упущен, - рассказывает г-н Тамба, - за семь лет правления Путина дело не сдвинулось ни на миллиметр. Нам следует сохранять терпение. Мы ждали 50 лет, надо быть готовыми ждать еще 50, пока острова не вернутся к нам'.
_________________________________________
Путин должен знать, что 'мягкость превозмогает жесткость' ("Sankei", Япония)
Увиливая от проблемы 'северных территорий' ("Sankei", Япония)